Михаил Прохоров мучительно выбирает между политикой и бизнесом
Параллельно Прохоров выполняет другое свое обещание – уходит из бизнеса. По неофициальной информации, Прохоров готов продать сразу несколько крупных активов. Об этом наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.
Пархоменко: В пользу версии того, что Прохоров действительно решил из бизнесмена превратиться в политика, говорит появившаяся накануне пока еще не подтвердившаяся информация о том, что он готов продать один из двух своих главных активов. Речь идет о почти 40% компании Polyus Gold, крупнейшем в России добытчике золота. Покупатели – пока неизвестная группа инвесторов, которых нашел партнер Прохорова по золотому бизнесу Сулейман Керимов. Это не первая попытка выкупить долю Прохорова. Раньше на рынке уже появлялись такие слухи. Идея Керимова состоит в том, что после выкупа компании целиком объединить ее с крупнейшим производителем серебра, компанией "Полиметалл". Получится один из мировых лидеров отрасли.
Момент для сделки выбран удачный: компания в отличном состоянии, золото сегодня в цене. В итоге, по данным источников, Прохоров может рассчитывать более чем на 3,5 млрд. долларов. В пользу того, что Прохоров решился на продажу именно потому, что хочет уйти в политику, говорит и тот факт, что с точки зрения бизнеса было бы выгодно подержать еще немного Polyus Gold и продать его дороже – уж больно перспектива у компании и отрасли хорошая.
Обратная компания складывается с другим активом Прохорова – в реальном секторе. Речь об энергетическое компании «Квадро». Эта инвестиция для молодого миллиардера стала, пожалуй, самой неудачной. В 2008 году он купил половину «Квадро» почти за 1 млрд. долларов, сегодня он сможет ее продать в лучшем случае за 300 млн. долларов. Потенциальный покупатель в лице государственного «Газпрома» означает, что на серьезную премию Прохорову рассчитывать не стоит. В данном случае сделка выглядит абсолютно бизнесовой: государство настолько задушило энергетическую отрасль, что шансов отбить вложенные деньги у Прохорова никаких. Остается тихо отползти «с лосем» - от английского «loss» - «убытки» - и радоваться, что так получилось.
Распродажа активов в реальном секторе – явный признак, что Прохоров действительно собрался покинуть бизнес.
Владимир Цупров, управляющий директор по инвестициям ТКБ БНП ПАРИБА Инвестмент Партнерс: Это выглядит, как выход из бизнеса. Реально бизнес у него был, и он его реально продает. Все остальное – это, скорее, вопросы. Непонятно, зачем…
Главной проблемой в распродаже промышленных активов для Прохорова может стать второй его главный актив – 17% в крупнейшем в мире производителе алюминия, компании «Русал». Внутри компании уже жестко сцепились два других акционера Олег Дерипаска и Виктор Вексельберг. Конфликт может быть не менее жестким, чем недавно завершившаяся война в «Норникеле». При условии, что рынок алюминия чувствует себя гораздо хуже, чем рынок золота, найти покупателя на этот актив будет гораздо сложнее.
На фоне продажи Polyus Gold и «Квадро» происходит покупка активов в финансовом секторе. Не так давно Прохоров стал единственным владельцем инвестбанка «Ренессанс Капитал», который покинул его создатель Стивен Дженнингс. Недавно на рынке появились слухи об интересе Прохорова к еще одному финансовому активу, одной из крупнейших в России страховых компаний «РЕСО-Гарантия». Один страховщик в империи Прохорова уже есть – это компания «Согласие». Здесь явно виден бизнес-интерес: страховой рынок имеет хорошие перспективы. Что касается «Ренессанса», то хоть инвестбанковский бизнес сейчас не очень хорошо себя чувствует, но внутри него отличный розничный банк, а в целом финансовый сектор в России сильно недооценен, имеет все шансы подорожать. Так что действия Прохорова далеко не так очевидно говорят о том, что он намерен покинуть бизнес.
Андрей Мовчан, управляющий партнер компании «Третий Рим»: Де факто, он покупает тоже, а не все продает. Во-вторых, такие вещи, как «Ренессанс-Капитал» легко продать, если бы он действительно хотел выходить из бизнеса, наверное, уже бы продавал. Но этого не происходит. Более того, я думаю, что банк он не будет продавать в ближайшее время. Банк хороший, он имеет преимущества, поэтому, скорее всего, он этого делать в ближайшее время не будет.
И наконец, активы, которым, скорее всего, не грозит распродажа – это медиабизнес. Компания РБК и медиахолдинг «Живи!», к которым, возможно, добавится газета «Ведомости», такие слухи тоже были на рынке.