«Меня пытались с лестницы спустить»: история конфликта в доме, снятом с программы реновации
О прошлогоднем кошмаре — реновации — в последнее время все реже вспоминают в новостях. Властям удалось обуздать протесты жителей домов, подпадающих под снос, и людей переселяют относительно спокойно. Но некоторые дворы все же превратились в места оживленных дискуссий. Одни жильцы хотят переехать и возмущены тем, что программа реновации их не затронет, другие — хотят остаться в своих пятиэтажках. Такая ситуация сложилась в тысячах домов Москвы, а в некоторых из них голоса жителей разделились ровно пополам. Василий Полонский — о квартирном вопросе, который рассорил москвичей.
Район Люблино, Ставропольская улица, дом 15. Пятиэтажный дом из красного кирпича. Именно тут развернулась война противников и сторонников реновации в Москве. Прошлым летом дом 1957 года внесли в проект сноса ветхого жилья. Почти сразу же начались скандалы, ссоры и угрозы.
Пенсионерке Валентине Даниловой — 73 года. Вместе с дочерью Ольгой она протестует против сноса их дома. Просторная однокомнатная квартира в Люблино вполне их устраивает. Как говорит женщина, из-за этого у нее и дочери были проблемы с соседями.
Одна из ссор была запечатлена на видео. Самого нападения, о котором говорят Валентина с дочерью, на видео нет, только разговоры. Ольга ходила по подъездам и срывала реновационную агитацию. Во время этого ее поймали недовольные женщины.
Доходило даже до вандализма, когда у двери Валентины оставляли фекалии. Соседи тогда говорили, что это не они.
Прошлой осенью, после четырех месяцев борьбы Валентине с дочерью удалось вывести дом из-под программы реновации. Для этого они даже ходили на встречу с заместителем мэра Москвы Маратом Хуснулиным. Но на этом все не закончилось, теперь на Валентину подали в суд. Суть иска — Валентина ущемляет права других жителей, исключив дом из реновации.
Среди истцов звучит фамилия — Перфильева. Если зайти в третий подъезд и подняться на второй этаж, можно найти одного из главных противников Даниловой. Людмила Перфильева не хочет сразу говорить, она плохо себя чувствует.
Тема слишком важная для женщины и, поговорив несколько минут, она пускает нас домой. Людмила признается, что конфликтует она с Валентиной уже давно, и дело не только в реновации. Женщины не поделили клумбы во дворе.
Однако тема дома окончательно испортила отношения. Людмила считает, что дом находится в аварийном состоянии, и реновация позволит ей выбирать. Если дом признают аварийным, то жителей просто выкинут через десять лет без какого-либо выбора. Суд состоится 24 октября, после него дом может опять вернуться под программу реновации.
Фото: Михаил Терещенко / ТАСС