«Спектакль для тех, кто с содроганием следит за новостями»: обсуждаем пьесу «Мемория» с режиссером и членом правления «Мемориала»
9 февраля, в день рождения Всеволода Мейерхольда, который традиционно отмечают в Центре имени Мейерхольда в Москве, показали премьеру — спектакль «Мемория». Это очень важный и нужный сегодня документальный проект, в центре сюжета которого — уничтожение немки Каролы Неер, любимой актрисы Бертольда Брехта, которая погибла в советских лагерях, сбежав от Гитлера в Советский союз. Но эта частная, казалось бы, история становится поводом заговорить о чем‑то большем и неизбежно актуальном сегодня.
Еще одним пластом этой семейной трагедии оказывается история общества «Мемориал»*, который в декабре был ликвидирован решением Верховного суда. Ведь именно «Мемориал» расследовал ее историю и вернул Неер ее сыну. Сотрудница «Мемориала» Ирина Щербакова много лет по крупицам собирала свидетельства о жизни и гибели Каролы Неер, они и легли в основу документальной пьесы Наны Гринштейн, которая теперь инсценирована на сцене ЦИМа. В итоге получился многогранный памятник времени, исследование машины репрессий, как она работает и перемалывает человеческие души. А еще это история создания того самого «Мемориала», что немаловажно напомнить именно сейчас. Как и почему он появился, кто стоял у истоков движения. Поэтому в спектакле, помимо Неер, ее мужа, сына и сотрудников «Мемориала» действуют исторические персонажи: Андрей Дмитриевич Сахаров, Михаил Сергеевич Горбачев, Сергей Адамович Ковалев и многие другие. Поговорили с режиссером спектакля Анастасией Патлай и Ириной Щербаковой, сотрудницей «Мемориала», которая стала одной из героинь спектакля.
Фото: спектакль «Мемория»
*Минюст России внес «Мемориал» в реестр НКО-«иностранных агентов»