Леонид, фактически повторяется история с Литвиненко, когда сказали, что по приказу Путина, с санкции Путина и по приказу руководства ФСБ.
Руководства России.
Руководства России. Фактически было повторено сегодня Терезой Мэй то же самое. Можно ли ждать чего-то еще большего, чем те санкции, который уже есть?
От Великобритании, я думаю, нет. Но есть американские санкции, которые были введены как раз в связи с этим нападением на Скрипалей, они были введены 9 августа этого года. И в этих санкциях прописан трехмесячный период, 90-дневный период, в течение которого Россия должна начать сотрудничать с международными организациями, обязаться никогда больше не применять химическое оружие и допустить инспекторов на территорию России на те места, где химическое оружие хранится.
Насколько я понимаю, я здесь до конца не могу понять, что больше не будут — это как вопрос, когда вы перестали пить коньяк по утрам. То есть признать, что применяла, а теперь не будет применять? Россия же постоянно говорит, не применяли и не собираемся применять? Это говорил Путин Трампу в Хельсинки.
Эти санкции интересно так прописаны, потому что явно Россия не будет этого делать. Россия не будет ни с кем сотрудничать и не будет показывать никаким инспекторам свои запасы химического оружия, и признаваться, тем более, что она применяла химическое оружие.
Ну, а что там показывать? Может быть, этого «Новичка» всего стакан на всю страну, и этого вполне достаточно.
Может быть, может быть вполне. Но главное то, что через этот трехмесячный период последует то, что американцы называют «драконовскими» санкциями. А каковыми будут эти «драконовские» санкции, зависит от очень многих факторов, прежде всего от президента Трампа и его администрации.
Ну, вот сегодняшняя речь эмоциональная… Вообще Тереза Мэй не очень эмоциональный человек, но сегодня она была прямо очень эмоциональна для ее формата. Вот это эмоциональное выступление Терезы Мэй может быть таким фактором?
Я думаю, что вот в Великобритании в самой все уйдет в эмоции, потому что в Великобритании есть другая повестка дня, связанная с «Брекзитом». Отравление Скрипаля — это очень важный, действительно такой еще один после Литвиненко удар по сознанию, по ощущению безопасности Великобритании.
Это еще островное сознание, то есть к нам на… Это такая же история, как, не знаю, с возможным вторжением нацистов, то есть это еще островное сознание, к нас на остров приехали со своим ядом.
Да, абсолютно. В России это не осознают, но там это действительно воспринимается как применение химического оружия, и звучит это очень-очень сильно, очень громко. Химическое оружие запрещено международными конвенциями, которые подписал Советский Союз и Россия. Но у Великобритании есть «Брекзит», и он немножко перевешивает всю эту историю, то есть сильно очень перевешивает, и поэтому Великобритания и Мэй в ужасном, ужасном состоянии находятся, в ужасном положении относительно «Брекзита». Поэтому, боюсь, в Великобритании это все уйдет в эмоции.
Я думаю, это теперь будет главной пропагандисткой линией на федеральных каналах, что вот этим заявлением пытаются отвлечь от тех чудовищных экономических проблем, к которым приведет «Брекзит». Я думаю, что такая линия пропаганды уже выстраивается на федеральных каналах, а может быть, такие листовки уже получены.
Я с пониманием отношусь к кремлевским пропагандистам в этом смысле, я бы тоже так действовал.
Скажите, пожалуйста, вот само расследование. Сейчас будут говорить, что все это не так, и вообще, надо называть Главное управление Генштаба, и когда премьер говорит ГРУ, она, видимо, начиталась романов Суворова, который там же живет, в Великобритании. Я думаю, что это тоже будет одним из аргументов сейчас, но вообще расследование, как я понимаю, было на самом деле очень тщательным. То есть какие-то цифры она приводила совершенно безумные, 11 тысяч часов видео, камер слежения, 1400 свидетельств, 250 детективов, которые там работали. И, как я понимаю, система распознавания лиц, которая все-таки сработала и которая дала однозначный результат. Могут ли сейчас быть какие-то сомнения, как вы думаете? Достаточно ли убедительно то, что говорила Мэй?
Точно так же, как с участием Лугового в отравлении Литвиненко, я думаю, что здесь все достаточно убедительно. Если они об этом объявили, значит, они в очень сильной степени уверены, что именно эти люди в этом участвовали. И те доказательства, которые они предъявили сейчас прессе, они тоже очень убедительные, там действительно съемка с ССTV камер и непосредственно около дома Скрипалей, и возле гостиницы, где жили эти два человека.
Правильно ли я понимаю, там еще была такая агентурная работа, что когда эти самолеты возвращались в Британию, под видом клининговых команд туда заходили химики, брали пробы, когда пылесосили, брали пробы пыли и обнаружили и там какие-то микроследы, так же, как в гостинице, в которой предполагаемые агенты ГРУ жили двое суток. И об этом обо всем сегодня премьер говорила, она говорила даже точное время, во сколько они прилетели, улетели, на какой поезд они сели до Солсбери, поехали на разведку, когда они вернулись обратно, что они потом поехали с вокзала Ватерлоо в этот Солсбери. То есть вообще полностью все маршруты, и везде по этому маршруту находили «грязь».
Совершенно реально, тут просто нужно иметь в виду, что больше чем десять лет назад было отравление Литвиненко, и, конечно, вся работа над ошибками была сделана. И спецслужбы, и также полиция, все были готовы к такой ситуации, все думали, что она может произойти еще раз, поэтому они, наверное, сделали лучшую работу, чем они сделали в прошлый раз.
Вот действительно, если говорить о самом резоне, имело ли смысл действительно, зная, что может быть такое расследование, такой эффект, убивать Скрипаля?
Ну, вот это сложный вопрос.
В общем-то, люди там неглупые работают, они просчитывали, что этим все может закончиться?
Конечно, с моей точки зрения, основная мотивация может быть предупреждение действующим сотрудникам, и в принципе россиянам, которые готовы пойти на то, на что пошел Скрипаль. И в общем, в ситуации, когда власть себя чувствует достаточно неуверенно, по причине санкций международных, по причине стагнирующей экономики, и вот вся эта история с пенсионной реформой теперь, я думаю, что, наверное, можно ожидать, что такие вот акции устрашения, адресованные прежде всего действующим сотрудникам спецслужб и правительства, они могут еще повторяться, наверное.
Спасибо большое.
Фото: PA Images / TASS