Стоит пропасть ненадолго, и тут же строят самые сложные версии, всегда пытаются прикрыть заметных политиков, если вдруг они исчезают по каким-то уважительным причинам.
Строить версии мы любим, это безусловно. Просто потом человек появляется, и все те, кто строил версии, так сказать, посрамлённо вынуждены замолчать, и всё продолжается, как будто ничего страшного не произошло.
В России всё-таки достаточно авторитарная политическая система, и от общественного мнения она зависит не очень сильно, мягко выражаясь. И в этом смысле наши руководители вполне могут себе позволить проигнорировать вот этот недоуменный общественный запрос, который мы сейчас наблюдаем.
Знаете, возникает интересное ощущение. С одной стороны, премьера Медведева нет в политическом поле уже довольно долго, а рядом проходит избирательная кампания Сергея Собянина, который ведет себя фактически как будущий премьер. Он не только агитирует жителей Москвы и окружающих регионов фактически в том, что они должны выбрать его.
Он интегрируется в самые неожиданные среды, он общается с креативной интеллигенцией, с которой никогда не принято общаться у нынешних политиков. Он идет, спускается вниз и идет вверх, проникает буквально повсюду. Кажется, это идет федеральная избирательная кампания, а совсем не московская. И начинаешь задумываться: может быть, для этого немножко прикрыли Медведева и вытащили на передний план Собянина? Чтобы мы увидели, кто наш следующий премьер, для второй части политического срока Путина?
Нет, Аня, я всё-таки думаю, что всё гораздо проще. Протестные настроения в стране растут, в Москве протестные настроения всегда традиционно очень ярко выражены, и в этой ситуации для того, чтобы показать более-менее убедительный результат, действительно нужно вести хорошую, сильную, правильную избирательную кампанию. И в этом смысле всё то, что демонстрирует Собянин, абсолютно естественно.
Мы просто к этому не привыкли, нам кажется, что за этим что-то кроется, какой-то есть второй потаенный смысл. На самом деле я думаю, что здесь конспирология излишняя, человек хочет убедительно победить на выборах. Федеральный центр ему помогает, поэтому Собянин есть в эфире федеральных телеканалов, да, они все подключились к освещению его деятельности. И в этом смысле, я думаю, связывать напрямую с Медведевым вот этого большого смысла нет.
Если бы Путин захотел убрать Медведева и поставить Собянина, он бы так это и сделал. Путину незачем городить огород. Кто-то бы разве возразил, если бы сейчас или полгода назад, весной, после выборов Путин взял бы и назначил премьером Собянина? Никто бы не возразил, все были бы довольны, и москвичи, так сказать, и федералы.
И в этом смысле заставить человека пройти через избирательную кампанию с тем, чтобы тут же его забрать из Москвы, назначить премьером и снова бросить в Москву, в горнило, так сказать, следующих выборов? Это слишком сложно. Московские выборы ― непростая штука, особенно в ситуации роста протестных настроений. В следующем году протестные настроения, очевидно, будут гораздо сильнее, чем сейчас, да, и убрать сейчас Собянина из Москвы ― это значит обречь Москву на еще одну избирательную кампанию в следующем году.
Мы просто привыкли к тому, что всё, что происходит в политике, происходит не ради аудитории, не ради избирателей, а ради всего одного нашего самого главного зрителя и гражданина. Можно ли сказать, что этими высокими, потенциально высокими цифрами всё-таки Собянин что-то пытается доказать или показать своему руководству?
Конечно, конечно. Очевидно, что его реальная аудитория ― это Путин, а не москвичи. Но Собянин знает, что путь к сердцу Путина лежит в том числе и через, так сказать, сердца москвичей. То есть Собянин должен показать Путину, что он действительно контролирует ситуацию в Москве, что он в состоянии работать с московским избирателем, в состоянии обеспечить какой-то приемлемый процент, в состоянии, так сказать, справиться сам, без помощи Кремля.
Безусловно, всё то, что мы сейчас наблюдаем, имеет конечной целью убедить Путина в том, что Собянин вполне себе компетентный мэр, так сказать, и можно спокойно оставлять его там, где он есть, а можно даже и двигать дальше.
Вот интересно, а у премьера Медведева, видимо, такой задачи нет. Он может ничего президенту не доказывать и даже вот исчезать на 12 дней куда-то в небытие, и всё равно все будут уверены, что у него всё в порядке.
Я думаю всё-таки, что исчезновение Медведева согласовано с Путиным. Вот честно, Медведев ― очень осторожный политик, он за все предыдущие годы, так сказать, своей работы на высоких должностях ни разу не демонстрировал нам способность, так сказать, к самостоятельным действиям. Даже когда он, мы помним, был президентом и формальным начальником Путина, даже тогда он умудрялся, в общем-то, каким-то образом проскочить между струек, так чтобы и президентом побыть, и Путина не обидеть.
Я думаю, что уже если тогда он сумел это сделать, то сейчас он точно представляет собой верх лояльности и ничего неожиданного для начальника не делает.
Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ