«Мединского может спасти только Путин»: эксперт «Диссернета» о решении ВАК лишить министра ученой степени
Экспертный совет Высшей аттестационной комиссии 2 октября рекомендовал лишить министра культуры Владимира Мединского ученой степени доктора исторических наук. Решение приняли вопреки заключению диссертационного совета — тот постановил, что оснований для лишения Мединского ученой степени нет. Все началось 7 июля, когда диссертационный совет Белгородского государственного университета не нашел в работе Мединского оснований для лишения его ученой степени. До этого рассмотрение заявления против Мединского дважды переносилось по разным причинам. О том, неужели Мединского действительно лишится почетного звания, рассказал Иван Бабицкий — один из инициаторов проверки диссертации министра, участник сообщества «Диссернет».
«Разумеется, это победа. Не сказал бы даже, что моя. Это победа, скажем так, научного сообщества России. В том, что касается лишения министра ученой степени, надо понимать такую вещь, что сегодняшнее решение, оно формально не окончательное. Еще должен быть президиум ВАК, должен подписать приказ заместитель министра образования и науки, либо сам министр. Однако экспертный совет ВАК по истории — это самая высокая профессиональная инстанция, которая вообще может быть задействована во всей этой истории. Экспертный совет ВАК по истории — это наиболее авторитетный представитель исторического сообщества России», — рассказал Бабицкий.
Он также отметил, что диссертационный совет, который ранее не нашел в докторской работы министра нет оснований для лишения его степени, является низшей инстанцией, которая не относится в Высшей аттестационной комиссии напрямую. ВАК поручает совету провести только первичную проверку и выработать рекомендацию.
Иван Бабицкий неоднократно принимал участие, являлся заявителем проверки обладателей ученых степеней. Он рассказал, что в обычном случае решения ВАК утверждает президиум и человека лишают степени. Только в некоторых случаях президиум может вернуть результаты экспертизы обратно на совет.
«Мы все должны признать, что возможность спасти министра есть у одного человека, которого зовут Владимир Владимирович Путин. Если коротко, по всем сложившимся правилам, Мединского должны были лишить степени сегодня. Для того, чтобы сохранить ему степень, руководство ВАК и министерство должны пойти на такие большие нарушения, на который, я думаю, без санкции Владимира Владимира Путина они не пойдут», — добавил Бабицкий.
Полная расшифровка разговора:
Ваша победа или как вы это классифицируете, сегодняшнее решение? Оно может на что-то всерьез повлиять или нет?
Да, разумеется, это победа. Не сказал бы даже, что моя, это победа, скажем так, научного сообщества России в каком-то смысле. Тут просто в том, что касается лишения министра ученой степени, надо понимать такую вещь, что сегодняшнее решение формально не окончательное. Еще должен собраться президиум ВАК, еще должен подписать приказ заместитель министра образования и науки или сам министр. Однако экспертный совет ВАК по истории — это самая высокая профессиональная инстанция, которая вообще может быть задействована во всей этой истории. То есть экспертный совет ВАК по истории — это, собственно говоря, наиболее авторитетные представители исторического сообщества России.
Извините, прерываю, но чтобы зрители поняли: вот есть Высшая аттестационная комиссия, ВАК, о которой мы говорим, и есть диссертационный совет. Вот какая из этих организаций выше и влиятельнее, может повлиять на что-то, привести к чему-то?
Диссертационный совет сам по себе в таких историях как эта, то есть в историях о возможном лишении ученой степени — это низшая инстанция, это не относящаяся напрямую к ВАК совет, которому ВАК поручает провести первичную экспертизу и выработать рекомендацию.
И вот они тогда выработали. Подозрений нет.
Ну да, понятно, мы все помним, что до этого был екатеринбургский совет, мнение которого было обратным, хотя ему не дали воплотить это мнение в официальном решении и провести заседание. До этого был совет МГУ, который устранился от рассмотрения вопроса по понятным причинам. Потом белгородский совет, который, вероятно, и был выбран для этой задачи специально, вынес решение, что оснований для лишения нет. Однако его решение не имеет никакой силы, кроме рекомендательной.
То есть ВАК — это как Верховный суд, получается, аттестационный такой аналог?
Да, ВАК — это вторая и третья инстанция в этом деле, скажем так. Причем, как я уже сказал, профессиональная высшая инстанция — это экспертный совет ВАК по истории, который вынес это решение сегодня. Потому что этот совет составлен из историков, причем из наиболее квалифицированных, вошедших, собственно говоря, в экспертный совет ВАК по истории по этой причине. Дальше вопрос решается президиумом ВАК, но президиум ВАК уже не состоит из историков, по большей части, в президиум ВАК входят ученые всех специальностей, историки там составляют незначительное меньшинство.
И вот что теперь, как будет развиваться ситуация? Этот президиум ВАК должен к кому пойти, к министру образования или к кому?
Да, он выносит уже окончательное решение, которое считается решением ВАК, которое тоже имеет юридический смысл рекомендации, направленной министру образования и науки, подписывает приказ окончательный.
О лишении степени?
Или об отказе в лишении степени.
Вы думаете о том, что Ольга Васильева, министр образования, этот указ подпишет, и дойдет ли до нее все-таки этот указ, президиум ВАК будет раскручивать как-то это дело?
Знаете, тут очень трудно делать точное предсказание, потому что это случай очень необычный.
Но тем не менее сегодня всех удивило это решение экспертного совета.
Я бы сказал так, моя субъективная оценка примерно такая. Я много раз принимал участие в процедурах подобного рода, то есть в рассмотрениях дел о лишении ученой степени, в которых я являлся одним из заявителей, собственно, в рамках моей деятельности в «Диссернете», и я могу сказать следующее, поскольку экспертный совет по любой дисциплине — это высшая профессиональная инстанция, то в обычном случае президиум ВАК и потом министерство просто утверждают его решение. В отдельных случаях, очень редких, если вскрываются какие-то новые фактические обстоятельства, которые могут повлиять на оценку, если что-то происходит экстраординарное, в этих случаях — таких случаев было очень мало — президиум ВАК может вернуть дело в экспертный совет, попросив его рассмотреть по новой с учетом каких-то новых обстоятельств.
Скорее всего, это и произойдет.
Мы не знаем. Такого, чтобы просто экспертный совет по любой дисциплине вынес решение, а президиум ВАК решил по-другому, такого еще не было.
Проигнорировать не получится.
Я при этом не могу сказать, что это невозможно, потому что до сих пор такого не было, чтобы экспертный совет вынес решение против действующего министра, мы все понимаем. Я бы сказал так, что мы все, в общем, я думаю, должны признать, что сейчас возможность спасти министра от лишения степени, скорее всего, есть у одного человека, которого зовут Владимир Владимирович Путин. То есть, разумеется, нельзя сказать, что не существует в принципе возможности сохранить…
Путин причем, не понимаю? Если коротко.
Если коротко, по всем сложившимся писаным и неписаным правилам, после сегодняшнего решения Мединский должен лишиться степени. Сам Мединский тут уже ничего сделать не может.
Хорошо. А Путин как может эту степень отстоять?
Для того, чтобы сохранить за ним степень, руководство ВАК и министерства должны пойти на такие большие нарушения, на которые, я думаю, без санкции лично Владимира Владимировича Путина, они не пойдут.
Вы думаете, Путину так важно сохранить ученую степень Мединского?
Надеюсь, что нет.
Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости