«Маугли», «боевой мужик» и просто «красивый мужчина». Что известно о самом загадочном назначенце Путина на Кавказе
Игорь Холманских с «Уралвагонзавода», прославившийся своей яростной поддержкой Путина в 2011 году, покидает пост полпреда в Уральском округе. Вместо него президент назначил экс-губернатора калининградской области Цуканова, который долго был в невнятном статусе помощника президента. Остались на своих местах Александр Беглов на северо-западе и вечный экс-генпрокурор Устинов в Южном округе. Полпредом в Центральном округе стал опытный аппаратчик Игорь Щеголев, но главная звезда ротации — полпред на Северном Кавказе Александр Матовников, боевой генерал ГРУ и ветеран чеченских войн. О биографии нового полпреда — Алексей Коростелев.
Приглушенное оркестром «Служу России» и кроткое «разрешите идти». Теперь генерал лейтенанту придется отвыкать от уставного обращения на посту генерал-губернатора Северного Кавказа.
У Матовникова — идеальная биография для руководителей последних путинских сроков — о нем ничего неизвестно, биографии нет. Известно лишь, что Матовников — потомственный чекист. Его отец, Анатолий Матовников при Андропове был замначальника секретариата 7-го управления КГБ — он занимался организацией наружного наблюдения. Управлению подчинялось спецподразделение «Альфа», где в 1986-м начал служить и сам Александр Матовников.
Дальше — две чеченские кампании, штурм в Буденновске, расследование теракта в Беслане, «Норд-Ост» — Матовников принимал участие во всех антитеррористических операциях современной России.
Алексей Филатов, ветеран Альфы, вспоминает одну из спецопераций — они часто созваниваются и видятся на собраниях ветеранов спецподразделений.
Алексей Филатов, ветеран спецподразделения «Альфа», сослуживец Матовникова: «Они буквально с нами плечо к плечу шли, так скажем, прикрывали наш левый фланг, а мы правый их фланг прикрывали. Это очень воспитанный, корректный, дипломатичный, мужественный, да просто красивый мужчина, так скажем. Я приоткрою маленькую тайну, когда мы были молодыми, мы еще тогда, в девяностые годы, звали его между собой Маугли, настолько он, вы знаете… Он в принципе и сейчас в хорошей спортивной форме, но тогда, когда мы были молодыми, он даже среди нас отличался тем, что был в очень прекрасной физической форме. Будучи молодыми, например, служа в подразделении, я могу сказать, что ни его ровесники, ни старшее поколение, которое руководило в тот момент нами, не могли о нем сказать ничего плохого. Это, кстати, очень редкое качество, как правило, у кого-то что-то найдется. Первый эпитет, наверное, я вам могу сказать, что это такой… Во-первых, первое, что скажу, его образ — это настоящий русский офицер».
«Радио Свобода» утверждает, что Матовников и Крым возвращал в родную гавань вместе с нынешним губернатором Тульской области Алексеем Дюминым. Кстати, если присмотреться, они похожи и внешне, и карьерной лестницей, разве что Дюмин был ближе к телу — охранял президента.
Они, видимо, и вместе служили. После того, как Матовников ушел из ФСБ, где прослужил без малого 30 лет, он перешел в Минобороны в Силы Специальных Операций — полусекретное ведомство, которое создали в 2009, а с 2014 целый год его возглавлял Алексей Дюмин. Матовников поступил туда на службу в 2013 заместителем командира — то есть, заместителем Дюмина.
Чуть позже, видимо, Матовников уехал в Сирию, за что в конце прошлого года получил Героя России. Вот для издания «Аргументы недели» его охарактеризовали подчиненные: «Боевой мужик! Всеми операциями спецназа руководил не из Дамаска, как некоторые генералы, а прямо в поле, вернее, в пустыне. Вот кто никогда не прятался за спины ребят».
Боевой мужик, но при этом очень сдержанный и тактичный — все сослуживцы Матовникова, и начальники, и подчиненные, восторгаются новым полпредом на Северном Кавказе
Сергей Гончаров, ветеран спецподразделения «Альфа», бывший командир Матовникова: «Как мой подчиненный, это был и есть человек очень высокого такого, так сказать, даже тактического обращения, потом, когда он стал командиром, с подчиненными, это раз. Второе ― исполнительный офицер. И самое главное, что он всегда знал, как надо действовать в любой ситуации».
Алексей Филатов, ветеран спецподразделения «Альфа», сослуживец Матовникова: «Это очень воспитанный, очень грамотный, можно сказать, деликатный, дипломатичный офицер. Наверно, так скажу: любой подчиненный, наверно, мечтал бы иметь всегда такого руководителя. То есть это человек, который не переходит на мат, который говорит тихим голосом, но становится, в общем-то, страшно и сразу доходят все мысли».
Сейчас Матовников поедет на Северный Кавказ — с учетом последних назначений в этом регионе, в частности, приход в Дагестан Владимира Васильева, и начала чисток в республике, первая мысль — уж не порядок наводить его туда послали. Но главный редактор издания «Кавказский узел» Григорий Шведов думает немного иначе: с одной стороны, это назначение идеальный политический старт, с другой — на Кавказе есть за кем присматривать.
Григорий Шведов, главный редактор издания «Кавказский узел»: «Нужно иметь контроль на месте всё-таки за усиливающимся и выходящим на федеральный уровень, ― а теперь Кадыров уже запрашивает существенные суммы для, как вы знаете, проекта высокоскоростной магистрали. То есть для политика, который выходит с уровня Чечни дальше. Конечно, абсолютно логично, и этот тренд, скажем так, мы видим, имеет свои корни».
Пусть и главный тренд в назначениях четвертого срока — это молодые безликие технократы, все же чекистский и военный карьерный лифт продолжает работать, назначение Матовников тому — яркий пример.