Мартин Шаккум: «Единую Россию» тоже топили черным пиаром
О прошедших в воскресенье выборах и о том, что оппозиция якобы тоже применяла нечестные методы, в эфире ДОЖДЯ рассказал депутат Госдумы, единоросс Мартин Шаккум.
Шаккум: Сегодня запрещено раздавать какие-либо материальные блага – это является подкупом избирателей. Ну, низкая явка… Явку регулировать на выборы достаточно сложно.
Писпанен: Почему? Достаточно хорошей агитации.
Шаккум: Агитации в Химках было очень много. Весь город был завешен плакатами, листовками, как от оппозиции, так и за губернатора. Тем более ситуация неоднократного привлечения внимания к городу Химки, она, естественно, подогрела интерес и к выборам. Ну, явка почти 30%...
Писпанен: 28% - это очень низко.
Шаккум: На муниципальных выборах это высокая явка. Это низкая была бы для федеральных выборов.
Писпанен: Но это говорит о том, что люди не верят, что они выбирают муниципальную власть или им не интересно, кто будет управлять их муниципальным округом?
Шаккум: Я не могу комментировать мотивы конкретных людей, которые не пришли или пришли на выборы – они сами сделали этот выбор.
Казнин: Просто получается, во-первых, что 13% от населения, тех, кто может голосовать, проголосовали за Шахова, в итоге. И, во-вторых, наблюдатели говорят, это и так все понимают, что, в основном, самая активная часть голосующих – это пенсионеры, которые пришли и проголосовали вот таким образом.
Шаккум: Неоднократно говорилось на протяжении 20 лет, когда мы стали жить в демократической стране, что у демократии, вообще говоря, очень много изъянов. Да, вот 13% проголосовало и избрали главу города. К сожалению, нет другого способа, скажем так, не нашли еще способа сгонять людей на выборы. Вот пришли те, кто хотел.
Писпанен: А когда целыми полками ведут солдат?
Шаккум: Я имею в виду способов законных. С нарушением закона да, можно согнать.
Писпанен: А вот что касается нарушения закона. Говорят, что были все-таки и «карусели» и вбросы были как на предыдущих выборах федеральных, видео есть выложенное в интернете. Вы будете разбираться с нарушениями?
Шаккум: По поводу «многочисленных нарушений». Вообще никто не любит проигрывать. Я во многих выборах участвовал лично: и в достаточно жесткой обстановке, и с поддержкой, и без поддержки партии власти. Я могу сказать, что всегда первая реакция проигравших – это обида, это «были нарушения» и так далее. Ну, нарушения. У нас на это есть Центризбирком, есть суд. Со всеми нарушениями нужно разбираться. Я могу сказать о других нарушениях, которые были допущены со стороны оппозиции. Примерно каждый второй житель, вот сейчас по опросу, ночью получил звонок с предложением голосовать за Шахова. Понятно, какой из этого делается вывод. Дальше – псевдолистовки с агитацией за Шахова клеились очень трудносмывающейся краской прямо непосредственно на двери избирателей.
Писпанен: Это делала оппозиция?
Шаккум: Естественно. Это тоже факт. Дальше – автомобиль со 100 тыс. плакатов за Шахова, отпечатанных в подпольной типографии, был вчера арестован правоохранительными органами. То есть, это была попытка показать, что, якобы, кандидат от партии власти в субботу, в день, когда запрещена агитация, его сторонники расклеивают плакаты. И еще масса других нарушений, которые зафиксированы были со стороны оппозиции.
Писпанен: Вы будете разбираться?
Шаккум: Да, конечно.
Писпанен: То есть, с какими-то нарушениями вы все-таки будете разбираться. Просто с теми, которые выложены в YouTube роликами о вбросах бюллетеней вы не будете – этим пусть занимается ЦИК, а…
Шаккум: Минуточку. Первое – я не буду разбираться ни с какими нарушениями.
Писпанен: Почему? Вы же депутат.
Шаккум: У меня нет на это полномочий. Я могу только направить запрос, я могу…
Писпанен: У вас огромное количество полномочий.
Шаккум: Ну, на счет «огромное» - не нужно. Никаких «огромных» возможностей и полномочий у депутата, не знаю, к счастью или к сожалению, нет. Возможность обратиться с запросом – это еще не есть огромные полномочия. Тем не менее, конечно, по всем обращениям, которые ко мне будут, я буду, соответственно, разбираться в силу своих возможностей и компетенции, а со всем остальным будет разбираться суд и Центризбирком.
Казнин: Спасибо, что пришли к нам в студию.