Реформа московских маршруток: почему те, кто выиграл, на самом деле проиграли
В среду, 17 августа, в Москве не досчиталась сотен маршруток — они просто не вышли на рейсы еще в понедельник. Сначала все винил ливень, но позже выяснилось: решение закрыть маршруты приняли еще зимой. Теперь департамент транспорта заменяет «нелегалов» единообразными синими автобусами.
Из 70 компаний, которые занимались маршрутками, в деле остались только восемь. Но возможно их победа окажется проигрышем: власти города предложили такие условия, что теперь компании могут и вовсе понести убыток. Подробности — в материале Ольги Гладышевой.
На московском рынке маршруток осталось всего восемь компаний, из них больше всего госконтрактов получила группа «Автолайн». В 2014 году Сергей Моисеев выкупил ее у семьи Музырей. Как раз тогда в Москве началась реформа городского транспорта, и «Автолайн» был крупнейшим перевозчиком: у них было 350 маршрутов и две с половиной тысячи маршруток. Сейчас — вдвое меньше.
После реформы, которую начал глава департамента транспорта Максим Ликсутов, в Москве осталось 211 маршрутов, под которые разыграли 63 лота. Саму реформу разработали в МосгортрансНИИПроекте совместно с консалтинговыми фирмами Strategy Partners и McKinsey.
Две из восьми выигравших компаний на самом деле принадлежат одному человеку. Некий Михаил Наугольных, по данным «Ведомостей», владеет и «Альфа Грант», и Рико — новичками на этом рынке. Любопытно, что генеральный директор «Альфа Грант» Марк Рахманин одновременно работает и в компании сына главы МВД Александра Колокольцева.
Меньше всего контрактов получила компания «Транс-Вей» — всего один маршрут. Она на рынке с 1999 года и до реформы обслуживала 40 маршрутов. Учредительный директор компании Владислав Толстухин говорит, что теперь приходится работать в убыток. Ущерб он оценивает в 100 тысяч рублей ежемесячно.
Впрочем, «Транс-Вей» получил свой маршрут, потому что у них не было конкурентов. Крупнейший перевозчик на рынке «Автолайн» сосредоточил свое внимание на другом лоте, где разыгрывалось сразу много маршрутов. Изначально компания не могла собрать все необходимые бумаги, но позже им удалось договориться с департаментом транспорта, который оказался по сути в безвыходном положении.
Владислав Толстухин и еще один владелец компании, выигравшей тендер, говорят, что почти все госконтракты убыточны. Так можно работать только месяц или два, не больше, — говорят они. Но контракты подписаны, а вот что делать дальше — непонятно. Если они будут вынуждены прекратить перевозки, это станет еще одной проблемой московских властей, против которых перевозчики уже подали 15 исков.
А вот генеральный директор компании «Гепарт» Мурат Султанов говорит, что новая система пошла на пользу его бизнесу. Он сильно модернизировал свою компанию и вдвое увеличил количество своих маршрутов. Всего его компания выиграла семь госконтрактов на сумму в 3,7 миллиарда рублей.
В общем, подводить итоги реформы московских маршруток пока рано. Среди восьми компаний, выигравших тендеры, есть конечно и те, кто доволен своим нынешним положением. Но есть и те, кто скорее проиграл, от того что выиграл.
Фото: Антон Белицкий / Коммерсантъ