«Экстремистский манифест» «Единой России»: как его используют, чтобы избавиться от неудобных кандидатов

26/07/2021 - 23:14 (по МСК) Михаил Шевелев
Поддержать ДО ДЬ

Кандидата в депутаты Госдумы и действующего депутата Саратовской областной Думы Николая Бондаренко вызвали в отдел полиции. Причиной стал «Манифест Единой России 2002 года», который Бондаренко якобы опубликовал у себя в соцсети 10 лет назад, и за это на него собираются составить протокол о распространении экстремистских материалов. В документе, о котором идет речь, гражданам обещались различные блага. Официально партией этот манифест принят не был, однако создавался людьми, имевшими к ней отношение. И депутат Бондаренко далеко не первый, кто становится объектом интереса правоохранительных органов из-за этой листовки.

«Манифест 2002 года» — миф российской политики, о котором раз в несколько лет вспоминают, но никто наверняка не знает, существовал ли он. Документ, который якобы готовили внутри партии к думским выборам 2003 года, оказался у журналистов. В нем значились следующие пункты: 

В 2005 г. каждый гражданин России будет получать свою долю от использования природных богатств России
В 2006 г. у каждого будет работа по профессии
К 2008 г. каждая семья будет иметь собственное благоустроенное жилье, достойное третьего тысячелетия, вне зависимости от уровня сегодняшнего дохода
К 2008 г. Чечня и весь Северный Кавказ станет туристической и курортной «Меккой» России

Авторами первой публикации о манифесте были журналисты Максим Гликин* и Ольга Тропкина, их текст появился в «Независимой газете». Манифест, по словам журналистов, разрабатывался на тот момент одним из руководителей «Единой России» Александром Беспаловым и его заместительницей, социологом Юлией Крижановской.   

Максим Гликин, журналист: Это была абсолютно реальная бумага, точно мы с Олей ее не сочиняли. Мне вот принесли ее, я удивился, но это все было реально и серьезно. Тогда было время манифеста, время программ.

Вскоре после этой публикации партия отреклась от манифеста, Беспалов и Крижановская лишились своих должностей. Но тогда об этом документе поспорили и забыли. Вновь он всплыл в 2011 году, перед очередными выборами в Госдуму. И тогда распространилась листовка с этим манифестом. Впрочем, распространять ее не запрещено, как и информацию о манифесте. Запрещен и признан экстремистским, как это часто бывает, контент, созданный Алексеем Навальным. 

«Припомним жуликам и ворам их манифест» — это видео, в котором перечисляются обещания единороссов, якобы представленные в том самом манифесте, а Навальный призывает голосовать за любую партию, кроме «Единой России» — не совсем «Умное голосование», но почти оно. Этот ролик, кстати, был признан экстремистским уже в 2013-м году, а не в 2011-м — а Николаю Бондаренко вменяют публикацию, сделанную именно в 2011-м. Однако о чем конкретно в его случае идет речь — распространение манифеста, листовки или видео — до сих пор непонятно. 

Николай Бондаренко, депутат Саратовской областной Думы от партии КПРФ: Они говорят, что якобы в 2011 году я опубликовал это в одной из своих социальных сетей, причем я полностью это опровергаю, у меня нет никакого манифеста «Единой России», видеороликов даже с похожими, не то, что с такими названиями — ничего этого нет. Между тем, даже если встать на сторону власти, правоохранительной системы — насколько я понимаю — даже то, что они мне пытаются вменить — оно абсурдно, потому что в 2011 году этот документ, этот контент — даже если бы гипотетически представить, что он был — он не являлся экстремистским. 

За репост видео Навального и штрафовали на две тысячи рублей, и арестовывали на 5 суток. Но все равно все спорят о том, существовал манифест, или нет. Главный аргумент противников — никаких официальных свидетельств о его существовании на площадках «Единой России» не осталось.

Илья Ремесло, общественный деятель: Вместо того, чтобы признать свою ошибку, извиниться за неоднократный вброс фальшивки, Навальный и сотоварищи предпочитают набирать «репосты, лайки и ретвиты» (думая, что укрепляют/увеличивают соцкапитал) среди нерефлексирующей аудитории, для которой «и такое сойдет». Тем самым представители оппозиции оказываются в замкнутом кругу, где мало рефлексии и подозрительно много маргиналов. 

Олег Кашин, журналист: Манифест был, но не был принят, из-за манифеста ушел Беспалов, которого то ли подставили, то ли он сам подставился. С точки зрения «Единой России» — ошибка исправлена, возвращаться к ней не стоит. Но все ли должны смотреть на события с точки зрения «Единой России»? Все ли должны входить в ее положение? Конечно, нет. Девять лет назад «Единая Россия» подставилась, и логично, что ее оппоненты этим пользуются. 

Тот самый съезд «Единой России», на котором якобы должен был быть принят данный манифест, состоялся. Однако по его итогам был принят другой манифест, в котором, помимо прочего, есть такие строки: 

Мы устанавливаем прямой диалог с обществом, минуя чиновников и бюрократию. Мы — партия народа, а значит партия народовластия. Мы не просто исповедуем наши убеждения — мы воплощаем их в дела. Наша партия — партия конкретных дел. Но «конкретных», не значит «малых». Наступило время, когда потребны дела великие. «Единая Россия» создана ради великой работы на благо России, для строительства подлинно единой России.

*По решению Минюста России Максим Гликин включен в реестр СМИ, выполняющих функцию иностранного агента

Фото: Шеметов Максим / ITAR-TASS

Другие выпуски