Мальта наша: зачем основателю «Яндекса» и другим российским бизнесменам мальтийский паспорт
Более 700 человек с известными в России сочетаниями имен и фамилий получили паспорта Мальты. Мальтийское гражданство теперь есть в том числе и у основателя«Яндекса» Аркадия Воложа, российского бизнесмена Бориса Минца и сотрудников «Лаборатории Касперского». К таким выводам пришло издание РБК после изучения списка людей, которые получили гражданство в прошлом году, на сайте правительства страны. Ольга Гладышева разбиралась, с чем связано бегство предпринимателей за границу.
Паспорт Мальты — один из самых привлекательных для российских граждан. Он дает возможность сменить налоговое резидентство, путешествовать в Европу и США без визы, и не требует сложных процедур для оформления: в стране уже почти пять лет действует программа «Гражданство Мальты за инвестиции».
Исаак Беккер, международный финансовый консультант: Есть определенные льготы для тех, кто получил такое гражданство и кто имеет доходы или активы за рубежом. Там вы будете платить налоги только с тех доходов, которые получаете на самом острове. То, что вы получаете за рубежом, налогом не облагается.
За паспорт Мальты надо всего лишь заплатить: 650 тысяч евро — пожертвование, еще не менее 350 тысяч евро за недвижимость или не менее 80 тысяч евро за ее пятилетнюю аренду. Кроме того, для гражданства страны надо купить мальтийских облигаций на сумму не менее 150 тысяч евро. Все это по плану должно было привлечь страну около миллиарда евро и 1800 новых граждан. К сентябрю прошлого года, как пишет мальтийская Independent, их уже стало полторы тысячи. Из них, как подсчитал РБК, чуть больше 700 россиян.
Исаак Беккер, международный финансовый консультант: Это связано с началом так называемой кампании по деофшоризации российских фирм, по борьбе с ними, по ужесточению контроля за зарубежными активами. Это вызвало некоторое сопротивление со стороны состоятельных людей.
В прошлом году в России стал действовать и другой закон — о контролируемых иностранных компаниях (КИКах), который требует от бизнесменов отчитываться о зарубежных активах и платить повышенные налоги в случае, если их (предпринимателей) доля больше 25 процентов, а прибыль — 30-ти миллионов рублей. Вот, что об этом законе в конце прошлого года говорил Борис Минц (по данным РБК, тогда он уже был гражданином Мальты).
Борис Минц, бизнесмен: Я считаю, что для экономики было бы очень важно пересмотреть закон о КИКах. Но вообще структурные реформы — это краеугольный камень нашего интенсивного движения вперед или отсутствия его.
Этот закон распространяется только на налоговых резидентов России, поэтому многие бизнесмены стремились перейти в иностранные юрисдикции. В прошлом году тренд усилился — россияне готовятся к старту программы по автоматическому обмену данными банков, который позволит российским налоговикам получать всю информацию о зарубежных счетах налоговых резидентов России. Однако мальтийское гражданство не дает автоматического резидентства — для этого надо прожить на Мальте больше 183-х дней. Представители Бориса Минца не ответили на запрос «Дождя», для чего он получал мальтийский паспорт и планирует ли сменить налоговое резидентство.
Исаак Беккер, международный финансовый консультант: Просто так такие деньги не тратятся и на такие шаги не идут. Особенно сейчас, когда мы видим, что 700 человек получили паспорт. Их никто не предупредил, что придет момент, и списки всех людей, которые получили паспорта, будут вывешены на сайте правительства Мальты. Я думаю, что многие из них, если бы знали о таком варианте, многие бы из них отказались. Кстати, сейчас такая же история готовится на Кипре.
Основатель «Яндекса» Аркадий Волож получения гражданства не скрывает: представитель компании объяснил РБК, что он «много путешествует по делам компании, и наличие европейского паспорта позволяет совершать поездки в безвизовом режиме». Но, «как и прежде, он остается российским гражданином и выполняет все требования законодательства России», — добавили в компании.
Демьян Кудрявцев, владелец газеты «Ведомости»: Владельцам СМИ нельзя иметь иностранное гражданство, а владельцам поисковых машин и агрегаторов, мессенджеров и навигаторов — можно. Они действительно думают, что революция придет с полос газет? А на самом деле никто ничего не думает, одни устали и бегут, другие в другом смысле — не догоняют.
Аркадию Воложу принадлежит около 11% акций «Яндекса». Компания, к слову, тоже имеет иностранную прописку, что вызывало вопросы у президента Владимира Путина. Волож тогда пояснил, что регистрация в Нидерландах вовсе не значит уход от налогов, а сделана с целью привлечения инвестиций. И вроде бы спустя пару лет конфликт решился: в прошлом году Владимир Путин уже впервые посетил офис Яндекса с официальным визитом.