«Шансы нулевые»: эксперт ВШЭ оценил возможности Макрона повторить успех Саркози 2008 года в переговорах с Путиным
В Кремле проходят переговоры Владимира Путина и Эммануэля Макрона. В начале встречи французский президент заявил о необходимости поиска совместного решения, которое позволит избежать войны. Путин, в свою очередь, поблагодарил Макрона за «активное участие в выработке принципиальных решений по этому направлению» и также отметил роль его предшественника Саркози в разрешении кризиса, вызванного войной в Грузии в 2008 году. Сможет ли Макрон, как и Саркози в свое время, выступить миротворцем в текущей ситуации кризиса вокруг Украины — обсудили с Дмитрием Сусловым, экспертом НИУ ВШЭ.
Эксперт убежден, что у нынешнего президента Франции «нулевые шансы» повторить опыт Саркози, поскольку текущая ситуация не сопоставима с тем, что происходило в 2008 году. Он поясняет, что тогда для Саркози наступил «звездный час», никто на Западе, кроме Европейского Союза, не мог выступать «контрагентом» в том кризисе — тогда США и страны-участницы НАТО были всецело на стороне Грузии и занимавшего тогда пост президента страны Михаила Саакашвили. «Совет безопасности ООН был парализован, совет Россия — НАТО был парализован, и, собственно, только Европейский Союз — и так хорошо получилось, что именно Франция на тот момент председательствовала в ЕС — и Саркози действительно взял инициативу в свои руки и сумел договориться о прекращении конфликта с Россией и Грузией», — пояснил эксперт. При этом он отмечает, что основные переговоры тогда велись в Москве, в то время как Тбилиси был лишь поставлен перед фактом сложившихся договоренностей по урегулированию конфликта.
Как считает Суслов, в нынешней ситуации у Макрона «нет субъектности», то есть у него нет возможности реализовывать те договоренности, которые могут сложиться в ходе переговоров с Путиным. Так, например, было заявлено об обсуждении вопроса безопасности в Европе, но, как говорит собеседник Дождя, единственный игрок со стороны Запада, который может выносить решения по данному направлению — Соединенные Штаты. По его словам, европейские страны «самоустранились» от обсуждения вопросов и вынесения решений, связанных с безопасностью в Европе — в первую очередь имеется в виду именно военный аспект. «Когда мы говорим о таких проблемах, как ракеты средней и меньшей дальности, деконфликтинг, противоракетная оборона, ударные вооружения — мы имеем в виду в первую очередь американские, а не европейские вооружения», — пояснил Суслов.
Кроме того, он подчеркнул, что по фундаментальному вопросу о возможности расширения НАТО и включения в состав альянса Украины Макрон также не может принимать решения в индивидуальном порядке. Гипотетически Франция, как и любой другой член альянса, может наложить вето внутри Совета НАТО на любой вопрос, который будет вынесен там на обсуждение, однако, как говорит эксперт, позиция Франции не слишком сильно отличается от позиции США. «Она заключается в том, что российское требование отказаться от расширения НАТО на Украину в принципе, является недопустимым, неправомерным и ни в коем случае не должно быть поддержано», — сказал Суслов.
Однако Париж все же может оказать давление на Киев с целью исполнения минских соглашений, поскольку Франция является одной из сторон нормандского формата и участвует в переговорах по этим соглашениям, цель которых — урегулирование украинского конфликта, считает эксперт. «Действительно, Франция и Германия не являются сторонниками педалирования вступления Украины и Грузии в НАТО, и сейчас именно западноевропейские страны активно — и я думаю, что это часть миссии Макрона, на самом деле — они активно продвигают некий компромиссный план, который бы, с одной стороны, хотя бы частично удовлетворил российские требования, с другой стороны, они были бы приемлемы для Запада и не означали бы для него потери лица. В частности, обсуждается вариант моратория, длительного моратория на вступление Украины в НАТО, условно лет на пятнадцать-двадцать, и, одновременно с этим, реализация минских соглашений», — рассказал Суслов.
Фото: kremlin.ru