«Совесть замучила». Зачем Mail.ru призвала спецслужбы не сажать за репосты

Объясняет директор центра «Сова» Александр Верховский
06/08/2018 - 21:39 (по МСК) Павел Лобков
Поддержать ДО ДЬ

После резонансной алтайской истории обвинения 24-летней Марии Мотузной в оскорблении чувств верующих за картинки «ВКонтакте» про крестный ход и разбитые дороги группа Mail.ru, которая владеет самой популярной в России соцсетью, выступила с заявлением — посадки надо прекратить, а уже арестованных или осужденных амнистировать. О том, почему холдинг Mail.ru присоединился к кампании против посадок за лайки и репосты, начатой депатутами Госдумы Сергеем Шаргуновым и Алексеем Журавлевым, мы поговорили с главой аналитического центра «Сова» Александром Верховским.

Примечательно, что заявление вышло после волны эмоциональных публикаций в других соцсетях, призывающих не откровенничать «ВКонтакте» — «через удобный интерфейс вы пишете прямо товарищу майору».

Именно «ВКонтакте» — самая народная соцсеть — стала плацдармом для улучшения отчетности антиэкстремистских подразделений МВД и ФСБ. Репутация «ВКонтакте» — детища либертарианца Павла Дурова — серьезно пострадала от частого упоминания в связке с такими нехорошими словами, как «282 статья», «Центр „Э“» и «анонимный донос».

В чем смысл заявления Mail.ru Group?

Я думаю, совесть замучила, во-первых. Во-вторых, понимаете, трудно не сотрудничать. Если они российская организация, то на запросы полиции не ответить они не могут всё-таки никак. У них особенно выбора-то нет. Что Mail.ru Group, что «ВКонтакте», «Одноклассники», всё одно и то же.

Но тем не менее каждому, мне кажется, понятно, я думаю, что и в полиции более-менее каждому понятно, что в нынешнем виде эта практика уже не годится никуда и менять ее надо.

Почему так много арестов за репосты?

После того, как Путин сказал, что это можно обсудить, все поняли, что можно обсудить, продолжая проявлять лояльность, но обсудить всё-таки можно. Вот сейчас на платформе Народного фронта происходило какое-то обсуждение, и в сентябре, я так понимаю, от лица Народного фронта будет представлен в администрацию какой-то доклад. Он будет касаться не только собственно статьи 282, но и многих смежных норм. И в этом собираются поучаствовать еще и многие другие люди, не только Народный фронт. Поэтому я так понимаю, что в сентябре администрация получит кучу предложений.

Когда мы говорим: «Государство о чем-то задумалось», оно же не обладает одной головой, которая может задуматься. Какие-то люди задумались, а другие продолжают выполнять свою работу, потому что показатели никто не отменял, закон никто тоже не менял. Мало ли что кто обсуждает. Работа продолжается, идет своим чередом, так сказать. И пока не изменят хоть что-нибудь в этой системе, чтобы можно было, грубо говоря, сбросить счетчик и перестать просто нагонять цифру, ничего и не поменяется, всё так и будет.

Что делать, чтобы не попасть под статью?

Во-первых, я скажу, что никакой панацеи тут нет. Во-вторых, я скажу, что самое небезопасное место с колоссальным отрывом от всех остальных ― это сеть «ВКонтакте». Поэтому если не обязательно туда писать, то лучше этого не делать.

А третье ― по моим наблюдениям, люди попадают чаще всего за высказывания разного толка, но сформулированные в грубой форме, я так скажу. То есть если человек, неважно, про правительство, про людей, которые неприятны ему по происхождению, по политическим взглядам, по каким бы то ни было причинам, что-то плохое говорит, если он говорит это в грубой форме, у него гораздо больше шансов столкнуться потом со следователем.

Фото: ITAR-TASS 

Другие выпуски