Лукашенко снова идет в Европу: выпускает политзаключенных и поддерживает Киев
Один из главных политзаключенных Беларуси, вице-президент Международной федерации прав человека в этой стране Алесь Беляцкий неожиданно был амнистирован и вышел на свободу. Это было настолько внезапно, что, пока правозащитник сам не рассказал, каким образом его выпустили из тюрьмы, никто не знал, как это произошло — в рамках условно-досрочного освобождения, помилования или амнистии.
Утром Алесь Беляцкий позвонил супруге и сообщил, что его освободили и он едет на электричке домой из колонии в Бобруйске. Ближе к вечеру он прибыл в Минск, где уже рассказал журналистам, что о том, что он подпадает под объявленную в стране амнистию, узнал утром от начальника колонии.
В 2011 году суд приговорил правозащитника к 4,5 годам заключения и конфискации имущества по обвинению в неуплате налогов. Основанием для уголовного преследования стало наличие у Алеся Беляцкого зарубежных банковских счетов, средства с которых использовались для правозащитной деятельности. Приговор Беляцкому осудили страны Евросоюза и США, а также крупные международные правозащитные организации. Александру Лукашенко было направлено множество писем, но президент Беларуси остался непреклонен перед буквой закона, не стал включать «телефонное право» и объяснил, почему Беляцкому еще повезло оказаться в минскому суде. «Слава Богу, что не в Америке, — за такие деньги мог бы получить не 4,5 (это почти самый низкий предел), а получил бы 17 лет, и долго оттуда бы не вылез <…> Я считаю, что суд очень гуманно поступил по вопросу этого оппозиционера или как его назвать», — заявил Лукашенко журналистам в декабре 2011 года.
Директор Центра стратегических и внешнеполитических исследования (Минск) Арсений Сивицкий в эфире «Дождя» сказал, что связывает освобождение Алеся Беляцкого с постепенным налаживанием отношений Беларуси с Западом.
В мае в Минске состоялось сразу два визита высокопоставленных чиновников Еврокомиссии, чего не случалось с 2010 года, когда на весь политический истеблишмент Беларуси Евросоюзом были наложены жесткие санкции. Поэтому амнистию политзаключенного Беляцкого можно назвать скорее ожидаемой, чем неожиданной, считает Сивицкий.
Журналист польской газеты «Выборчей», сам бывший политзаключенный Анджей Почобут считает, что Лукашенко не идет на уступки Западу, а торгуется с Европой.
Анджей Почобут: Режим Александра Лукашенко использует международную ситуацию, которая сложилась в связи с агрессией России в Украине, в свою пользу. Он пытается сейчас наладить отношения с Западом, а условия Запада известны — это освобождение политзаключенных. И вот эта западная закулисная дипломатия принесла такой результат, что Алесь Беляцкий вышел на свободу. Александра Лукашенко интересуют деньги, его интересуют кредиты. И все ведется вокруг этого. И, естественно, рассчитывать на то, что он либерализует режим, не приходится. Здесь просто — «товар-деньги-товар». В Белоруссии настолько сильно «закручены гайки», что можно спокойно два-три оборота сделать назад и ничего не изменится.
В российско-украинском конфликте Александр Лукашенко не выступил в роли союзника Путина. Сразу после бегства Виктора Януковича из Киева Лукашенко встретился с тогдашним и.о. президента Украины Александром Турчиновым, официально заверив его, что через Белоруссию российские войска на Украину не попадут. Затем назвал возвращение Крыма в состав России «плохим прецедентом», не признал российский статус полуострова, ограничившись констатацией, что Крым российский «де факто». И не поддержал действия ополчения на юго-востоке Украины.
Президент Беларуси уже не в первый раз поворачивается лицом к Западу во время внешнеполитических конфликтов России. Так, после войны в Грузии Минск не стал признавать независимость Абхазии и Южной Осетии. Поэтому и в этот раз самое хорошее, что могут ждать от политических маневров Лукашенко жители страны, так это отсутствие ухудшений, — так, например, говорит Анджей Почобут. По его мнению, граждан будут не так активно сажать за политическую оппозицию.
Всего в списке политзаключенных Беларуси 11 человек. Самым известным, наравне с Алесем Беляцким, является Николай Статкевич, соперник Лукашенко на президентских выборах 2010 года. В 2011 году он был приговорен к шести годам колонии усиленного режима по обвинению в организации массовых беспорядков.
***
Эту тему обсудили с директором Центра стратегических и внешнеполитических исследования (Минск) Арсением Сивицким
Дзядко: С одной стороны, Александр Лукашенко занимает довольно однозначную позицию по тому, что происходит на востоке Украины, не поддерживая позицию Москвы, с другой стороны, выходит сейчас неожиданно Алесь Беляцкий на свободу. Мы ведь помним, что несколько лет назад что-то подобное такое было и завершилось ничем. Тогда даже рассматривался вопрос вашего восстановления членства Белоруссии в Парламентской ассамблее Европы, но так этого не произошло. Видите ли вы сейчас какие-то симптомы движения в этом направлении, возможно, в направлении улучшения отношений с Западом?
Сивицкий: Да, безусловно, этот тренд наметился, и наметился он сразу после саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе. Я хотел бы сказать, что во многом благодаря тем договоренностям, которые были достигнуты между белорусской и европейской стороной на фоне отказа Украины от подписания договора об ассоциации, Белоруссия и вытянула этот саммит, за что европейская сторона была благодарна. Белоруссия, я напомню, договорилась о начале процедур по фасилитации визового режима, о начале переговоров по заключению соглашения о реадмиссии.
Вот эти последние несколько месяцев мы наблюдали достаточно интенсивные контакты между белорусскими властями и официальными европейскими представителями. Только в мае Беларусь посетил Гуннар Виганд, директор департамента России, «Восточного партнерства», Центральной Азии, регионального сотрудничества и ОБСЕ Европейской службой внешних действий, а также Жан-Люк Демарти, который является генеральным директором генерального директората по торговле Европейской комиссии. Это на самом деле беспрецедентные визиты, до сего времени я затрудняюсь вспомнить европейских чиновников в таком количестве в Беларуси. И тот факт, что выпустили Беляцкого, это достаточно логичный шаг белорусской стороны в этих условиях, потому что мы знаем, что принципиальная позиция Европейского союза по возобновлению отношений с Беларусью является выпуск политзаключенных.
Единственное, что я бы не сказал, что это неожиданный шаг. Дело в том, что в Белоруссии давно разговоры шли о том, что начнут выпускать политзаключенных. Просто все гадали, произойдет ли это до Чемпионата мира по хоккею или после. Тот факт, что закончился Чемпионат мира по хоккею, и был выпущен господин Беляцкий, говорит о том, что действительно Беларусь взяла курс на нормализацию отношений с ЕС.
По Беляцкому необходимо добавить, что он отбывал срок заключения по экономической статье. Насколько мне известно, он выплатил уже давно тот ущерб, который ему инкриминировало наше государство, поэтому оснований для дальнейшего содержания его под заключением у властей не было. Этот момент тоже надо иметь в виду.
Дзядко: Какие здесь могут быть в ближайшее время важные мероприятия или важные шаги, которые осуществит Александр Лукашенко в этом направлении, если действительно это направление избрано, сейчас будет улучшение отношений с Западом? Возможно, планируются какие-то визиты в Минск представителей Еврокомиссии, например?
Сивицкий: Как я уже говорил, в мае было таких два крупных визита уровень глав департаментов Европейской комиссии, это достаточно высокий уровень. Если сравнивать с предыдущими визитами, когда Беларусь посещали, в основном, чиновники среднего ранга, я думаю, что эти визиты активизируются. Дело в том, что буквально месяц назад была запущена так называемая временная фаза сотрудничества между Беларусью и ЕС, то есть это такая первая рамка в истории наших двусторонних отношений, которая предполагает прямые контакты между белорусскими и европейскими властями, минуя политическую позицию. До этого момента ЕС как-то предпочитал больше взаимодействовать с представителями оппозиции и гражданским обществом, не вовлекая в эти переговоры представителей официальных властей.
Дело в том, что, я думаю, вы в курсе, после 2010 года в отношении Белоруссии был принят солидный пакет санкционных мер, куда попало более 260 человек, включая все высшее военно-политическое руководство Республики Беларусь. Сейчас речь идет о том, что необходимо подвести под наши отношения некую договорно-правовую базу. Дело в том, что в 1995 году Беларусь и европейский союз планировали заключить оглашение о партнерстве и сотрудничестве, но тогда по инициативе европейской стороны это соглашение не было ратифицировано. Тогда в Беларуси прошел референдум, результаты которого ЕС не признал.
С тех пор мы живем без этого договора о сотрудничестве и партнерстве, у нас торговля с ЕС до сих пор регулируется соглашениями, которые были заключены еще между СССР и ЕС. Поэтому я думаю, что следующим логичным шагом должна стать подготовка нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Беларусью.
Фото: Алексей Дружинин / РИА Новости