Андрей Луговой: «Мне запрещен въезд везде»

Депутат о включении его в «список Магнитского» и «настоящих убийцах» Литвиненко
13/01/2017 - 00:16 (по МСК) Антон Желнов, Татьяна Арно
Поддержать ДО ДЬ

9 января США включили депутата Андрея Лугового в «список Магнитского». Вместе с Луговым в списке новых фигурантов оказались бизнесмен Дмитрий Ковтун, его и Лугового британские следователи считают виновными в убийстве Александра Литвиненко, а также глава Следственного комитета Александр Бастрыкин.

Мы поговорили с Андреем Луговым о том, почему его включили в список, и кто на самом деле мог убить Александра Литвиненко.

Желнов: Какой выход из ситуации? Я имею в виду будете ли вы судиться?

Луговой: Судиться я не буду. Вы знаете, для меня было вообще полное недоумение, когда меня включили в этот список, потому что я никогда не имел вообще никакого отношения к событиям, которые происходили вокруг него. Более того, насколько мне известно, в этот список включают людей, которые нарушают права человека, чем я никогда не занимался. И когда меня даже комментировали…

Желнов: По версии британцев, занимались.

Луговой: Вы знаете, дело в том, что американцы на протяжении этих 10 лет никогда не комментировали случай, связанный с Литвиненко, официальным образом — на уровне Белого дома, спецслужб и т.д. То есть они не обращали на него внимания, потому что считали его исключительно личным таким, внутренним делом между, как британцы считали, Британией и Российской Федерацией. Поэтому, естественно, на первый взгляд мне пришла мысль, связанная с этим, но анализ показывает, что нет, хотя там все-таки в наличии Ковтун. Меня с таким же успехом можно было бы внести как человека, который употреблял мельдоний на сочинской Олимпиаде, на которой я не участвовал.

Поэтому объяснений нет, честно вам говорю, никаких, кроме какой-то абсурдности. И более того, давая несколько комментариев, я сказал, что даже рад, что меня внесли туда, потому что это показывает всю абсурдность последних действий администрации и президента. И почему спустя 5 лет это было внесено? Не знаю, другое дело, мне, конечно, хочется тоже об этом думать, может быть, я насолил как-то правам не то чтобы граждан Америки, но каким-то американским интересам. Потому что если обратить внимание на те законопроекты, которые лично по моей инициативе принимались за 5 лет, они, наверное, может быть, вызывали определенные раздражения, в том числе за пределами Российской Федерации.

Арно: Это как-то ограничит вашу личную свободу перемещения? Вы часто бываете в США?

Луговой: Вы знаете, я с 2006 года не бывал нигде за границей.

Желнов: Запрещен вам въезд в Британию.

Луговой: Мне запрещен въезд везде, потому что по Интерполу у меня стоит красная полоса Wanted, это значит, что при моем обнаружении я должен быть немедленно арестован. Поэтому я и не пытаюсь даже за территорию Российской Федерации…

Желнов: Андрей, по поводу репутации. Тем не менее на Западе сейчас к этой коалиции стран — Евросоюз, Британия — присоединились теперь США, репутация у вас там, мягко скажем, такая, темная. Вы как-то собираетесь развенчивать этот миф? Потому что все равно вызывает вопросы, когда российский депутат обвиняется в убийстве…

Луговой: Это старая история, на эту тему столько раз говорил.

Желнов: Тем не менее сейчас к этой истории прибавилось еще и обвинение США, попадание вас в этот санкционный список.

Луговой: Я вам могу сказать, что с первого дня своего обвинения мы предпринимали просто титанические попытки на то, чтобы выйти на нормальное сотрудничество с британским правосудием. И я готов на эту тему, хотя я с 2013 года вообще не даю интервью, дать вам большое развернутое интервью.

Желнов: С удовольствием.

Луговой: Мы нанимали английских адвокатов, мы работали с ними, и мы вышли из процесса в марте 2013 года, когда по решению Министерства внутренних дел Великобритании все документы этого дела были засекречены. И мы, не то что мы, а даже граждане Великобритании, адвокаты, которых мы наняли, не были допущены к этим материалам. Нам было сказано: вот такая вот, к сожалению, история. Поэтому после этого мы посчитали это попыткой еще больше политизировать это дело, прекратили какое-либо участие. А то, что в прошлом году, в январе, кстати, ровно год назад, когда британский бывший судья ООН что-то типа представил общественности, обвиняя нас, то этот доклад, который он представлял, был у меня уже за три года до этого, ничего нового там нет, там очень много ссылок на СМИ. А важные вопросы, которые мы поднимали о связи Литвиненко с британской разведкой, там никак не освещались, хотя вдова, пытаясь получить деньги с британской разведки за то, что они вроде как его не защитили — непонятно от чего — этого не признают.

Арно: Наши зрители оживились, ждут вас в программе Hard Day’s Night.

Желнов: Я хотел еще у Андрея спросить: все-таки, если отталкиваться от британских дел и Литвиненко, у вас есть… вот Рамзан Кадыров говорит, что он знает, кто убил Бориса Немцова, вы знаете, кто убил Литвиненко?

Луговой: Я всегда выдвигал несколько версий.

Желнов: Какие?

Луговой: Я говорил, что к этому имеет отношение, вероятнее всего, Борис Березовский. Я говорил о том, что вполне возможно, Литвиненко, имея в некой степени такой авантюристичный характер, мог неосторожно обращаться с полонием, который у него мог быть, потому что с Березовским они там разные истории, трудились. Плюс, конечно, Литвиненко залез серьезно в дела испанской мафии и, наконец, он был агентом британских спецслужб и тайным образом под чужими документами неоднократно покидал Великобританию, за ее пределы для выполнения разного рода заданий. В том числе он был в Грузии под чужой фамилией, через Панкисское ущелье заходил на территорию Чечни и за месяц до известных террористических событий в Нальчике в 2005 году, если вы помните, там 100 человек погибло, он находился на территории Кабардино-Балкарии, это установленный факт. И там уже, знаете, такая, может быть, конспирологическая история, предмет отдельного фильма, кстати, фильм снят на эту тему.

Желнов: Да уж видели. Давайте как договорились тогда, что называется.

Арно: Это был тизер к программе Hard Day’s Night.

Желнов: Да, в программе Hard Day’s Night это обсудим. Тема важная, поэтому для зрителей заранее проанонсируем. Спасибо. 

Другие выпуски