«Отравления не было». Лугового обвиняют в убийстве Литвиненко. Теперь он в составе комитета Госдумы будет изучать дело Навального. Мы поговорили с ним
«Есть основания предполагать, что произошедшее с Навальным могло быть попыткой иностранного вмешательства, чтобы создать угрозу для жизни и здоровья российского гражданина и вызвать напряжение внутри нашей страны», — заявил глава комитета Госдумы по безопасности Василий Пискарев. Так Пискарев отреагировал на заявление спикера Госдумы Вячеслава Володина о том, что необходимо расследовать иностранный след в инциденте с Алексеем Навальным. В этом же комитете состоит герой другой известной истории с отравлением — депутат Андрей Луговой. Его в Британии считают участником убийства бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, которого отравили полонием. Андрей Луговой — в эфире Дождя.
В октябре 2006 года Андрей Луговой и предприниматель Дмитрий Ковтун встретились в Лондоне со своим деловым партнером Александром Литвиненко — после этого 23 ноября Литвиненко скончался от отравления.
Следствие выяснило, что Литвиненко был отравлен 1 ноября полонием-210 в баре отеля «Миллениум» — после встречи с Луговым и Ковтуном.
Сам Луговой обвинения отрицает, заявляя, что к делу могут быть причастны британские спецслужбы, которые завербовали Березовского и Литвиненко и пытались завербовать самого Лугового, чтобы заставить собирать компромат на Владимира Путина.
Генеральная прокуратура России не удовлетворила запрос МВД Великобритании об экстрадиции Лугового — она сослалась на 61-ю статью Конституции России и обвинила Скотланд-Ярд в недостатке доказательств, необъективности и политической ангажированности уголовного расследования.
Расскажите, пожалуйста, почему ваш комитет заинтересовался делом Навального?
Я хотел обратить внимание, что комитет носит название Комитет по безопасности и противодействию коррупции, я бы здесь на ключевое слово обратил внимание, «безопасность». Было выражено мнение председателем Думы Вячеславом Викторовичем Володиным о том, чтобы комитет обратил внимание на события, происходящие в последнее время вокруг Навального, и, я считаю, он совершенно справедливо это сделал, потому что то, как развиваются события, как работает пропаганда на Западе и, я бы сказал, оппозиционная пропаганда в России, говорит о том, что, безусловно, все, что происходит с Навальным, не является случайностью.
Это, я думаю, некая спецоперация подготовленная, неважно, какой конец у нее будет. Не посади летчик вовремя самолет в Омске, Навальный мог умереть. Это одна история развития событий. Навального спасли, и он находится в больнице в Омске ― другая. И наконец, третья ― он сейчас находится в Германии, и сомнительная клиника делает столь серьезные заявления, не имея, как я считаю, на то достаточных оснований.
Скажите, а сомнительная клиника ― это омская больница или клиника Шарите, которая находится в Германии?
Клиника Шарите, безусловно. Она постоянно принимает отравленных оппозиционеров со всего мира. Кто там только не был. И странно, что делают такие поспешные заявления.
А куда им ехать, извините, в Омск? Отравленным оппозиционерам. Они, естественно, пытаются найти какую-то объективную нейтральную территорию, чтобы лечиться в этой ситуации.
Вы знаете, если мы сейчас будем рассматривать всех людей, летающих в самолетах, или в поездах, или в общественном транспорте, где с людьми происходят необычные вещи со здоровьем, то, я не знаю, никаких самолетов не хватит в Германию отправлять.
Навальный ― политический деятель, безусловно, в России известный, который пользуется популярностью у определенной группы населения. Его передачи, его выступления, безусловно, привлекают внимание. Многое, что он говорит, безусловно, ложь и вранье беспардонное, причем оплачиваемое. Многое из того, что он говорит, действительно заслуживает внимания. И, безусловно, если сейчас рассматривать, кому была выгодна ситуация с Навальным, то ни у кого нет сомнений, что выгодна она прежде всего для того, чтобы начать очередную истерию против России. Как в любом другом деле, которое было со Скрипалями, с Литвиненко, все заканчивается обыкновенной русской пословицей: «То ли у него шубу украли, то ли он украл».
Поэтому я лично, являясь человеком, который, безусловно, был преследован и продолжает преследоваться американскими прозападными спецслужбами, считаю, что все, что происходит с Навальным, ― отлично подготовленная, глубоко законспирированная спецоперация, не исключу спецслужб Великобритании и США.
Скажите, по идее, так внешне кажется, что заинтересованная сторона ― это люди, которые он, собственно, обвинял в коррупции в России. Он занимался именно российскими коррупционерами. Почему вы считаете, что это иностранные спецслужбы, а не российские коррупционеры, которых он выводил на чистую воду?
У меня есть такое ощущение, я исхожу из собственного опыта. Поэтому, безусловно, программы, передачи, которые выпускал Навальный, заслуживают внимания, но он об этом говорит уже довольно… Не один, наверно, десяток лет, десять лет, может быть, чуть меньше, но тем не менее с ним ничего не происходило, а здесь вдруг произошло.
Да и то, что он говорит, для всех тех, кого он затрагивал, у кого-то возникали проблемы, у кого-то проблем не возникало. Я думаю, все то, что происходило вокруг Навального с его отлетом, полетом и всем остальным, говорит, что это вообще к отравлению не имеет никакого отношения. Я не склонен не доверять омским врачам, которые вообще, честно говоря, не ожидали, что к ним прибудет такой деятель. И летчик, я думаю, заранее не готовился садиться в Омске, и никто не знал, когда сажать, если предположить, что его травили.
А почему это на отравление не похоже, на ваш взгляд?
Потому что врачи в Омске заявили, что они считают, что это проблема с нарушением обмена веществ. И было падение сахара, это вообще близко к сахарному диабету. И вообще, более того, я считаю, что для того, чтобы делать такого рода заявления, должны быть более серьезные обследования. Омские врачи работать начали с Навальным буквально с момента его доставки, когда у него было обострение.
Вот он и поехал за более серьезным обследованием в крупнейшую европейскую клинику.
А что туда ехать? Уже неделя прошла, там смотреть уже нечего. Они вряд ли что-то могут толковое обнаружить, если даже имело место отравление. Знаете, как сделал Литвиненко, ведь то, что он был отравлен полонием, нигде не доказано, никаких документов не предъявлено. Это болтовня английской прессы и так далее, и тому подобное. Вы вообще знаете, кстати, об этом? По Литвиненко документов-то никаких нет, никому не представлено. А то, что заявляет британская пресса, между нами говоря, не является инстанцией последней.
А вы находите какие-то общие черты между отравлением Литвиненко и отравлением Навального?
Вы что, конечно, абсолютно одинаковые черты. Попытка убить человека и после этого истерия. С Литвиненко происходило то же самое, та же самая последовательность действий, поиск врага в лице России, а потом мощная пропаганда со стороны проплаченных Березовским специальных пиар-агентств и разного рода вбросов. Чем это закончилось? Всем известно, ничем не закончилось.
Ну как, умер Литвиненко, вот чем это закончилось.
Умер Литвиненко, а все материалы засекречены и общественность не увидела. Я вам скажу, что когда мы в 2011 году добились участия в британском суде, об этом мало кто говорит и пишет, немедленно были засекречены все материалы, немедленно.
Скажите, пожалуйста, вы должны теперь проводить расследование, несмотря на то, что российские органы не завели, например, уголовного дела, да, в связи с событиями, связанными с Навальным?
Слушайте, если кому-то становится плохо и у кого-то, извините, отравление пищевое или что-то, сразу говорить о специальном отравлении каком-то? Надо разобраться. Для того чтобы было возбуждено уголовное дело, у врачей должны быть для этого серьезные основания. У врачей в Омске таких оснований нет, и я думаю, что никакого отравления не было однозначно, а то, что теперь члены семьи Навального, что просто верх циничности, и его окружение сразу же завыли, как волки на луну, о том, что отравление, говорит о том, что…
Это утверждают немецкие врачи, они находят признаки отравления.
Было бы странно, если бы немецкие врачи что-то другое утверждали. Это, безусловно, самая обыкновенная провокация, здесь уже начинает работать политика. С немецкими врачами как следует местные спецслужбы поработали, вот и весь вопрос.
Вам виднее, как работают спецслужбы.
Конечно. Я знаю, как работают иностранные спецслужбы, я знаю, как они работали в больнице, когда Литвиненко там лежал, а потом фамилии тех людей, которые приходили к Литвиненко, были засекречены. Вопрос: что они там делали? Так и здесь.
А где вы увидели работу иностранных спецслужб, на каком этапе дела Навального? В истории с Навальным, которая сейчас происходит.
Как только было предложено отправить самолет и вывезти его в Германию. Когда его жизни уже не угрожала опасность, наши врачи, которым спасибо надо сказать и пилоту, который вовремя оценил обстановку и сделал посадку, ничего, кроме оскорблений в их адрес, не видно и не слышно. Какое-то недоверие, «мы врачам не доверяем».
Так все-таки как вы будете проводить расследование, если дело не заведено?
Слушайте, мне кажется, что… А мы не будем проводить расследование, я лично не считаю, что нужно проводить расследование отравления Навального, его просто нет. Надо провести расследование, каким образом после вброса этой провокационной истории, связанной с Навальным, дай бог ему здоровья, кстати, как начала действовать в дальнейшем вся пропагандистская система Запада. Потому что у Навального уже проблемы со здоровьем были, я просто не хочу цитировать сейчас, я думаю, достаточно всем обратить внимание на заявление, которое делал председатель нашего комитета Пискарев, который очень наглядно и видно демонстрирует, какое количество упоминаний, связанных с Навальным, после этого было.
Так же и сейчас: если сейчас посмотреть информационный фон в целом, смотрите, сколько вокруг Навального. Опять такой образ…
Естественно, это самый влиятельный российский оппозиционер, он неожиданно впадает в кому, естественно, возникают многочисленные… Андрей, знаете, почему я говорю про расследование? Потому что президент России Владимир Путин заявил, что заинтересован в тщательном и объективном расследовании всех обстоятельств произошедшего с Алексеем Навальным. Об этом он сказал сегодня в телефонном разговоре с премьер-министром Италии Джузеппе Конте. Это сообщает пресс-служба Кремля.
Совершенно верно, но это не имеет отношения к уголовному делу. Оснований для возбуждения уголовного дела нет. Понятно, что с Навальным произошло, на первый взгляд, что-то необычное, хотя ничего необычного нет, я сам летал, у меня случаи были, когда в самолете было людям плохо. Однако такого шума никто не поднимал. Понятно, потому что это политический деятель, Навальный. Но, мне кажется, он является настолько составной частью вообще всей оппозиционной истории в стране, что его нахождение в ней просто даже полезно, полезно для всех политиков, которые находятся у власти, потому что должна быть критика. В этом смысле я ничего плохого не имею в виду, говоря про Навального.
То, как его окружение действует, как после этого сразу появляется, кто оплачивал самолет, кто оплачивал его лечение…
Уже известно, господин Зимин и его фонд оплачивали самолет.
Отлично, вот оплачивали, а что ж его не оплачивает? Я вообще не знаю, кто такой Зимин, вы мне сейчас сказали, я понятия не имею, кто он такой.
Крупный бизнесмен, создатель «Вымпелкома».
Нет, я имею в виду, что об этом как раз речь идет в расследовании ― посмотреть, какие обстоятельства предшествовали событиям, которые происходили с Навальным перед его вылетом, что происходило в самолете, что после и что сейчас происходит в Германии.
Интересно скорее, что происходило в Томске и Новосибирске, где находился Навальный и расследовал деятельность депутатов от «Единой России», как я понимаю, которые собирались баллотироваться на ближайших выборах.
Андрей, скажите, пожалуйста, все-таки расследование будет или нет? Коротко мне скажите, потому что президент требует расследования.
Докладываю вам: заявления были все сделаны по поводу расследования сегодня, вчера, позавчера. На сегодняшний день депутаты, практически все депутаты находятся в регионах, потому что, как вы знаете, единый день голосования. Мы сейчас заняты региональной повесткой. Я думаю, мы 14-го числа все выходим уже в Думу, у нас там заседание фракции будет, если я не ошибаюсь, 15-го первое заседание, я думаю, этот вопрос будет подан. Я думаю, уже где-то между 14 и 20 сентября будет заседание Комитета по безопасности, собственно говоря, чем мы будем заниматься в этой связи, я имею в виду с точки зрения событий, произошедших с Навальным, будет понятно именно в этот период времени. Пожалуйста, обращайтесь, звоните, я вам с огромным удовольствием прокомментирую.
Не бойся быть свободным. Оформи донейт.