«Надо создавать границу, где ее никогда не было»: военный эксперт рассказал, с чем придется столкнуться России после признания ЛНР и ДНР
Владимир Путин заявил, что 21 февраля примет решение о возможном признании Донецкой и Луганской самопровозглашенных республик. Военный обозреватель Александр Гольц рассказал, означает ли признание ДНР и ЛНР деэскалацию, окончание войны и уход российских военных от границы с Украиной.
«Признание ЛНР и ДНР — результат того, что угрозы войной не сработали», — считает военный обозреватель Александр Гольц. Запад остался глух, ультиматумов России не удовлетворил, и лучший способ выйти из этой ситуации — показать, что мы не хотели воевать и только пугали войной, чтобы признать независимость ЛНР и ДНР, рассуждает Александр Гольц.
Кроме того, «угрожать — не значит быть готовым [к войне]», замечает эксперт. Недаром в последние недели вдруг появились заявления Леонида Ивашова (через которого российский генералитет несколько раз сообщал начальству о своем недовольстве) о том, что воевать с Украиной не нужно, отмечает Гольц.
По его мнению, дальнейшее развитие ситуации будет будет зависеть от того, в каком виде признают ЛНР и ДНР: если в нынешней конфигурации, то это наиболее благополучный с военной точки зрения вариант. «Оформят военные отношения с Россией, разместят базы — никакого изменения статус-кво не произойдет». Гораздо хуже, если признание произойдет полностью в границах Луганской и Донецкой областей Украины, в таком случае придется воевать за установление независимости этих территорий в рамках их административной границы.
«С военно-технической точки зрения для России начинается период большой головной боли, — подчеркивает военный обозреватель. — До этого инициатива была в руках Путина: хочу двигаю войска, не хочу не двигаю. После этого признания ситуация изменится: у ЛНР и ДНР никаких собственных ресурсов нет, и надо будет создавать границу там, где ее никогда не было, а это непростая задача». Необходимо будет перерезать дороги, когда-то связывавшие территории одной страны, в каждой деревне ставить небольшой гарнизон, а на каждой дороге — блокпост. Сил милиции непризнанных республик на это не хватит, и это станет проблемой российских силовиков, отмечает Гольц.
По мнению эксперта, российские войска не смогут еще долгое время находиться на границе с Украиной: необходимо решать большое количество логистических проблем, обеспечивать, поддерживать определенный уровень дисциплины и боеготовности, а делать это постоянно в полевых условиях невозможно. «Надо или начинать воевать, или отводить войска».
Если республики будут признаны в территориальных границах Донецкой и Луганской областей и начнется военная операция, то она пройдет успешно для России, полагает военный обозреватель, поскольку «с военной точки зрения Россия существенно мощнее Украины». Однако в любом случае это будут чрезвычайно кровопролитные операции, прогнозирует эксперт: «Мы знаем, что если у Владимира Владимировича и остались какие-то табу, то до последнего времени они заключались в боязни больших потерь. Серьезные потери в этом случае неизбежны».
Кроме того, у России абсолютное превосходство в авиации, и она могла бы провести против Украины воздушную операцию по образцу Сирии: там на земле российских солдат практически не было. «А в случае, если вы собираетесь занимать какую-то территорию, вам никуда не уйти от того, чтобы проводить наземную операцию со всеми ее „радостями“: „любовью“ мирного населения, партизанской войной и т.д.», — предостерегает Гольц.
Фото: AP Photo / Vadim Ghirda