"Левада-Центр": Россияне одобряют обман государства

12/10/2011 - 13:30 (по МСК) Алексей Суханов
Насколько резонно вводить прогрессивный подоходный налог в России, мы обсудили с экономистом Никитой Крическим и социологом "Левада-Центра" Мариной Касильниковой.

Суханов: Мы спрашиваем вас сегодня «Должны ли богатые платить больше налогов?». И конечно же, сейчас вы посмотрите результаты голосования. Кстати, если вы еще не ответили, пожалуйста, сделайте это. Мы все с вами прекрасно помним, что разговоры о том, о введении прогрессивной шкалы налогов довольно часто и уже давно обсуждается в верхах российской власти. Насколько сейчас это важно, когда опять возобновились разговоры о рецессии, когда возобновились разговоры о дефицитности бюджета? Давайте поговорим на сей счет со знающим человеком, с экономистом Никитой Кричевским. Он у нас на прямой вязи по телефону. Никита, в нынешней экономической ситуации насколько правильно было бы вводить и резонно вводить прогрессивный налог?

Кричевский: Мы должны говорить о целях, ради которых мы вводим прогрессивный подоходный налог. В Америке, в середине 30-х годов, прогрессивный подоходный налог вводился для того, чтобы создать мощный средний класс, что было с успехом сделано на протяжении всего лишь одного поколения. Я для справки напомню, когда Франклин Делано Рузвельт пришел к власти, прогрессивный подоходный налог составлял 24%, он был удобный и необременительный. Так вот, во время первого срока он увеличился до 63%, во время второго срока, до 77%, а когда Гарри Трумэну потребовались деньги на финансирование холодной войны, подоходный налог был увеличен до 91%. Мы, конечно, сегодня не говорим о таких цифрах, мы говорим сегодня о том, что в Америке степень социального расслоения, которое сегодня по факту скопируется там, соответствует той степени социального расслоения, что была перед началом Великой депрессии. Поэтому ничего удивительного нет в том, что мы видим столь массовые выступления в…

Суханов: Подождите. Америка, бог с ней, с Америкой. Давайте все-таки в Россию, к российской нашей действительности. У нас насколько это будет правильным, и не вернутся ли прежние времена, когда были серые и черные схемы оплаты труда, как известно?

Кричевский: Прогрессивный подоходный налог затронет, прежде всего, наиболее высокооплачиваемые слои населения, то есть, те, которые привыкли получать зарплату «в белую». А таких, ели брать на круг, насчитывается приблизительно 11% от всего российского населения. Поэтому, времена, когда кто-то кому-то платил «серую», в отношении прогрессивного подоходного налога, не вернутся. Еще один момент. Все разговоры о том, что плоская шкала подоходного налога позволила увеличить собираемость подоходного налога в целом - это блеф. Это доказано экономистами. Да, шкала подоходного налога была плоской, а взносы росли, но росли они за счет того, что увеличивалась денежная масса, то есть, увеличивались заработные платы. Поэтому никакого положительного эффекта плоская школа подоходного налога не принесла.

Суханов: Никита, спасибо вам. На прямой связи по телефону был Никита Кричевский, экономист. А сейчас я прошу присоединиться к нам социолога из Левада-Центра Марину Красильникову. Скажите, а каково вообще отношение Россиян к богатым людям?

Красильникова: Отношение, действительно, россиян к богатым людям весьма скептическое, сдержанное, завистливое. Из массового сознания наших сограждан не уходят представления о том, что большие…

Суханов: Не добили в 17-м?

Красильникова: Нет, не то чтобы не добили в 17-м, нет, скорее не так. Скорее, речь идет о том, что действительно большие доходы честным путем в России заработать невозможно. Эта проблема куда более серьезная, она является сдерживающим фактором развития модернизационного, инновационной активности всех слоев населения, потому что люди уверены в том, что законно хорошие деньги в России не заработаешь.

Суханов: В связи с этим, значит ли это, что россияне высказываются за введение прогрессивного налога и считают, что богатые должны платить больше?

Красильникова: Да, вы совершенно правы. На протяжении последних пяти лет мы то и дело задаем людям вопрос такой: «Как бы вы отнеслись к предложению вернуть прогрессивную шкалу налогов, по которой люди, живущие на уровне прожиточного минимума? Платили бы 13% от своих доходов. Люди со средними доходами - 20-25%, а люди с высокими и очень высокими доходами от 30 до 50% и выше». Так вот, не менее двух третей наших сограждан, начиная с 2006 года, неизменно поддерживает переход к прогрессивной шкале налогов. Конечно же, люди более обеспеченные чаще высказываются против такой меры, но все равно, это не более чем 28-30%, даже среди наиболее обеспеченных граждан.

Суханов: Скажите, какая доля россиян, понимая, что в России, как вы сказали, большие деньги и вообще хорошие деньги честно не заработаешь, все-таки, идут на какие-то противозаконные действия и закрывают глаза, зарабатывают противозаконно?

Красильникова: На самом деле, здесь прямые оценки такие сделать довольно сложно, это мнение складывается из массы косвенных оценок. Например, люди весьма терпимо относятся к неуплате налога и весьма терпимо относятся к «серым» зарплатам. И надо сказать, что введение плоской шкалы налогов не устранило проблемы «серых» и «черных» зарплат. Об этом можно судить и по тому, что в Пенсионный фонд идут отчеты о том, что мы регулярно не добираем отчисления в Пенсионный фонд. Об этом свидетельствует различие в оценках доходов и дооценках, которые делает Росстат, когда делает оценки уровня денежных доходов российских граждан. То есть, население весьма спокойно относится к такой схеме, осуждая ее, но принимая на практике.

Суханов: То есть, мы продолжаем играть с государством: либо государство нас, либо мы государство?

Красильникова: Да.
Также по теме
    Другие выпуски