Питерский шпиль. Стройка «Лахта Центра» закончена, «Газпром» может заселяться
17 октября многострадальный петербургский «Лахта Центр» получил официальное разрешение на ввод в эксплуатацию. За год арендаторы офисов должны закончить ремонт и подготовить помещения. Но главное собственно, то, ради чего строили «Лахта Центр» — сюда из Москвы переедет «Газпром». Как сказано в пресс-релизе, «разрешение на ввод — точка в истории строительного периода „Лахта-центра“, оно же запускает обратный отсчет до момента открытия комплекса». Сам перенос газпромовского офиса из «Охты» в «Лахту» был, в общем, компромиссным ответом на протесты петербуржцев. Но недовольных много и сейчас. Соня Гройсман — о самом высоком небоскребе в Европе.
«Газоскреб», «сталагмит», «гигантская кукурузина» — как только не называют самое высокое здание Европы, за 6 лет поднявшееся над лахтинскими болотами. 87 этажей, 462 метра, из которых 118 метров приходятся на шпиль. В России выше только Останкинская телебашня.
Новая архитектурная доминанта города, как ее называют авторы проекта, видна отовсюду. Куда ни взгляни — будущая штаб квартира «Газпрома». Особенный вид открывается из лахтинских болот. Но больше всего критики «Лахта Центра» возмущаются из-за того, что башня появилась на открыточных панорамах Петербурга — нарушается знаменитая «небесная линия» города.
У символа нового Петербурга непростая судьба: изначально «Газпром» присмотрел для своей штаб-квартиры место в исторической части города. Проект «Охта-центр», как он тогда назывался, спровоцировал протесты горожан. Под их напором газовому гиганту пришлось отступить на окраину. Там проект стал еще выше и еще дороже. Официально «Газпром» его стоимость не раскрывал, но обнародовал, что небоскреб стоит не менее 5% от активов «Газпром-нефти». А это $2,5 млрд.
К слову, самую высокую в мире башню «Бурдж Халифа» в Дубае построили за 1,5 миллиарда. Но как известно, в России, огромные бюджеты еще ничего не гарантируют.
Но в некоторых аспектах строительство «Лахта Центра» вполне вписывается российских реалий. Строители радовались зарплате, но получили ее в итоге не все. В феврале 2018 года петербургское издание MR7 со ссылкой на рабочих писало, что 20 из них так и не получили денег. Субподрядчик утверждал, что вина лежит на главном строителе небоскреба — турецкой фирме Renaissance Construction.
Не нравится «газоскреб» и тем, кто митинговал против «Охта-центра». Если остановить строительство не удалось, то можно ведь снести — эта идея по-прежнему объединяет часть петербуржцев.
Не решены пока и транспортные вопросы и главная боль зоозащитников — башня выросла на пути миграции многих видов птиц. Но оказавшихся поблизости горожан это, кажется, не смущает — они по-прежнему соревнуются в оригинальности на фоне башни и пририсовывают к ней око Саурона. То ли еще будет когда там откроют планетарий и спортклуб.
Фото: Александр Демьянчук / ТАСС