Кучма готов жаловаться в Европейский суд на сотрудников ФСИН
Бывший сокамерник Михаила Ходорковского Александр Кучма подает в суд на сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний. Он потребует компенсацию морального вреда и возмещение причиненного ущерба. Иск будет подан в Центральный суд Читы в ближайшее время.
Рассмотрение иска может затянуться, и вряд ли скажется на деле экс-главы ЮКОСа, говорят адвокаты.
Подробнее о намерениях Александра Кучма рассказывает Илья Васюнин.
Васюнин: Александр Кучма хочет добиться возмещения ущерба по факту своих многочисленных избиений. О них он рассказывал раньше. Первое нападение на него каких-то людей в штатском, которые оказались в колонии, произошло в Краснокаменске перед тем, как он сам напал на Ходорковского. Чтобы заставить его произвести это нападение, его били несколько раз, угрожали, что его повесят в камере и какими-то более страшными вещами. Следующее нападение произошло уже в колонии Читы, куда он попал после того, как порезал Ходорковского. Оттуда он пытался написать жалобу и сообщить миру, адвокатам о том, что его заставили оговорить Ходорковского. На самом деле, никаких приставаний, притязаний, о которых его заставили заявить в колонии, не было. Он должен был это сделать ради собственной безопасности. После подачи жалобы она никуда не ушла, об этом он уже узнал потом. Зато в одиночную камеру, где он находился, пришли сотрудники ФСИН, по его же собственным словам, избили его, сломали руку, вот теперь адвокаты хотят добиться возмещения нанесенного ущерба. Курирует этот процесс подачи жалобы правозащитная компания «Агора». Я побеседовал с главой ассоциации Павлом Чиком, он сказал, что достаточно просто будет доказать, что травма была нанесена именно во время пребывания Кумчы в колонии. Дело в том, что перелом сустава – достаточно специфическая травма, и при наличии необходимой медицинской экспертизы, все вопросы будут сняты, когда, где и даже каким образом эта травма была получена. На основании этого Кучма будет требовать возмещения ущерба. А если суд примет решение в его пользу, то адвокаты будут добиваться и возбуждения дела против самих тюремщиков. На деле Ходорковского вряд ли это как-то скажется. Я спросил Кучму, собственно почему он решил обратиться с иском против своих истязателей.
Кучма: Думаю, получится. Если даже не в России, то в Европейском суде. Надо же, чтобы это безобразие наказывалось. Просто так, что ли, взяли и изуродовали мне жизнь, искалечили? И просто так молчать? И факты, тем более, такие серьезные, что никак они их не оспорят. Во-первых, искалечили мне руку, во-вторых, все эти этапы, подавали от моего имени исковые заявления, подавались они там, где был я незаконно.
Васюнин: Собственно Павел Чиков говорит о том, что иск будет один. Защита Кучмы сосредоточится на этой его главной травме, которую легко будет доказать и обосновать.
Чиков: Не составит труда доказать то, что у него есть конкретная травма. Причем у него есть на руках медицинские документы, полученные от тюремных врачей. Если будет какое бы то ни было судебное решение, в той или иной степени подтверждающее слова Александра Кучмы, в том числе о том, что его, например, избивали в целях каких-то противозаконных действий, которые бы он совершал, я имею в виду склоняли или подстрекал его к совершению каких-то там действий, то это может быть каким-то образом, наверное, использовано защитой. Но я не очень хорошо представляю, как.
Васюнин: Хочу только добавить, что и сам Кучма, и его защита подчеркивают, что никаким образом не связывалась с защитниками Ходорковского и Лебедева и действует совершенно независимо от них.