Кто громил Лондон в эти выходные?
Британская полиция арестовала 160 человек по итогам субботних и воскресных беспорядков в британской столице.
Лондонская полиция заявила сегодня, что группы молодых людей занимались мародёрством в магазинах сразу в нескольких районах британской столицы (включая Оксфорд-стрит), атаковали полицейских и поджигали машины.
Всё началось со стихийного митинга в северном лондонском районе Тоттенхэм в субботу. Причиной стала смерть 29-тилетнего местного жителя, который в пятницу был убит в перестрелке в полицией в пятницу. Обстоятельства этого инцидента не вполне ясны, но известно, что убитый также стрелял в полицейского, однако тот остался жив, поскольку пуля угодила в его рацию.
На связи с телеканалом ДОЖДЬ Леонид Лунеев, продюсер Русской Службы ВВС.
Макеева: Какая сейчас обстановка в Лондоне? Вот то, что началось в Тоттенхэме, какие масштабы это приняло? Это вообще было неожиданностью или чего-то такого следовало ожидать?
Лунеев: Как вы догадались, Лондон - город огромный, поэтому, живя в одном конце, можно не представлять себе, что происходит в другом конце. Я, например, живу сейчас на юго-востоке Лондона, и до меня эта волна не докатилась ни шумом, ничем, но те, кто живет в Тоттенхэме, те, кто живут на севере и прилегающих районах Энфилде, в Уолтемстоун, конечно, на них это не могло не отразиться. Судя по тем кадрам, которые мы видели, судя по тем репортажам, которые мы получаем, в общем, волнения были нешуточные: молодежные банды, десятки человек погромили много магазинов, вступали в стычки с полицией, несколько полицейских машин было перевернуто, подожжено. Но, в общем и целом, я хотел бы сказать, что на жизни Лондона, как это может ни странно показаться, это не отражается, потому что Лондон, еще раз повторю, город очень большой. И если в сравнительно большом районе как Тоттенхэм что-то происходит, даже в соседних районах может быть вообще тишина, спокойствие и ничего не слышно.
Макеева: В данном случае это все-таки не совсем так, поскольку если магазины и на Осксфорд-стрит громили, значит за пределами…
Лунеев: Дело в том, что, я думаю, это несколько преувеличенная информация о том, что громили магазины на Оксфорд-стрит. На Оксфорд-стрит довольно трудно что-либо погромить, там достаточно много можно полиции нагнать. Если какие-то, несколько человек куда-то ворвались и где-то могли разбить витрину, это называется не погром магазинов. Магазины действительно громили, но в том же Брикстоне, это на юге Лондона, в том же Тоттенхэме, в общем, громили магазины, из которых можно вытащить, как отозвался заместитель мэра Лондона, «молодежи захотелось пограбить, получить новые кроссовки, новые велосипеды». Вот они и грабили магазины, где можно было быстро схватить велосипед, пару новых кроссовок и убежать. Собственно говоря, речь о том, что молодежь преднамеренно вступала в схватки с полицией, это не совсем так. Скорее, когда полиция в большом количестве появлялась, молодежь быстро на эти велосипеды садилась или кто-то садился в машину, и уезжали в следующий микрорайон пограбить следующий магазин и полиция их преследовала. Вот приблизительно так это все выглядело.
Макеева: Леонид, а что за район вообще Тоттенхэм? Там какая-то социальная обстановка, может быть, особо неблагополучная? Почему именно там это случилось?
Лунеев: Это случилось, потому что человек, который был застрелен, сам был из Тоттенхэма, и изначально это была социальная акция, насколько мы все это понимаем. Люди возмутились тем, что, одни говорят «вооруженный», другие говорят «невооруженный человек», многие считают, что он не оказывал сопротивление полиции, при этом был застрелен. По этому поводу будут разбирательства, полиция, естественно, свои выводы сделает, мы об этом узнаем рано или поздно, но люди стихийно собрались и решили продемонстрировать свой гнев тем, что вот полиция застрелила человека. Люди были очень недовольны тем, что полиция не вступила в контакт с его родственниками, что не объяснила, что произошло и как. Люди, вроде бы, несколько часов ждали, а потом вот начались все эти бунты и погромы. Потом это уже перекинулось и, как говорит сама полиция, в сообщениях в Twitter появились сообщения «давайте соберемся и пограбим тот магазин», «давайте покажем полиции, что мы можем в этом районе». Два дня так это и продолжается. Но это периодически, вспышками в определенных местах. Возвращаясь к вопросу о Тоттенхэме, благополучный или неблагополучный. Да, не самый благополучный: там достаточно высокий уровень безработицы, там очень много социального жилья, там много молодежи, которой нечем заняться. В общем, это вполне объяснимо. Я думаю, что это люди, у которых подвернулась возможность использовать социальный момент и под это дело пограбить магазины.