Кремль втянули в войну с Узбекистаном
Затем Россия это опротестовала. И сегодня Ташкентский суд хоть и отменил предыдущий вердикт о национализации, но наложил на МТС гигантский штраф. По сути, соразмерный цене на узбекский филиал МТС.
За схваткой российской корпорации с узбекскими властями стоит дочь президента Узбекистана, Гульнара Каримова, ей в стране принадлежат миллиардные активы. И именно она хотела забрать бизнес МТС себе. За войной на высшем уровне следил наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.
Пархоменко: Апелляционная инстанция Ташкентского суда отменила решение нижестоящей инстанции о конфискации всего имущества компании «Уздунробита», «дочки» МТС, до недавнего времени являвшейся крупнейшим в стране мобильным оператором. Впрочем, победа, мягко говоря, пиррова. На компанию наложен штраф в размере 600 миллионов долларов. Ровно столько стоят все активы компании. Несмотря на то, что это один из крупнейших штрафов, когда-либо присужденных в странах на постсоветском пространстве, в МТС, скорее, положительно отзываются о решении суда.
Валерия Кузьменко, представитель МТС: Прежде всего, мы удовлетворены тем, что наша позиция была услышана. Требования компании были частично учтены. Мы видим в этом позитивный тренд, что показывает возможность поиска дальнейших путей разрешения ситуации и ведение совмесной конструктивной работы по регулированию разногласий, которые остались.
Радоваться действительно есть чему. До этого решения, шансов на спасение узбекского бизнеса у МТС не было практически никаких. Проблемы появились весной, в компании начались проверки. В открытую фазу конфликт перешел в июне, когда стало известно об исчезновении и объявлении в международный розыск гендиректора компании. Дальше все развивалось стремительно. Проверки в компании начали с десяток органов власти. В общей сложности «Урдунробите» и ее руководителям были предъявлены претензии почти на полтора миллиарда долларов, несколько сотрудников получили условные сроки. Финальный аккорд прозвучал в августе, когда суд лишил «Уздунробиту» лицензии оператора, чем оставил без связи почти 10 млн жителей Узбекистана.
В МТС заявили о попытке отобрать бизнес. В компании говорили, что проверки больше похоже на «дью дилиженс» – то есть процедуру изучения бизнеса, которая в мирное время предшествует его поглощению. Не имея никаких шансов повлиять на ситуацию через узбекские органы власти, МТС и его главный акционер АФК «Система» решили давить снаружи. С требованием прекратить атаку на российский бизнес заявили МИД, комитет Госдумы по собственности и Торгово- промышленная палата. Выступили даже американские конгрессмены. Американцы решили защитить своих инвесторов, которые вложились в акции МТС на Нью-Йоркской бирже. Однако пока самой жесткой ответной мерой стало уголовное дело по статье о недопущении конкуренции, которое возбудил Следственный департамент при МВД по заявлению МТС. По некоторым данным, в рамках этого дела даже была арестована московская квартира дочери президента Узбекистана Гульнары Каримовой, стоимостью 10 млн долларов.
И дело здесь не только в родстве. Каримову неоднократно обвиняли в рейдерских атаках на узбекский бизнес. Является ли она главным заказчиком в случае с МТС, доподлинно неизвестно. До МТС похожим образом были изгнаны из Узбекистана такие гиганты, как Кока-Кола, Карлсберг и Вимм-Билль-Данн. Все они потеряли сотни миллионов долларов. К ним почти присоединился МТС, который оценил свои потери в случае национализации «Урдунробиты» в 1 млрд долларов. Но, похоже, ареста квартиры Каримовой оказалось достаточно, чтобы остановить этот процесс.
Несмотря на то, что арест так и не был официально подтвержден, скорее всего, он был, но уже снят, говорит эксперт по Средней Азии Аркадий Дубнов. В Ташкенте восприняли сигнал. Об этом косвенно, говорит и тот факт, что рассмотрение апелляции в Ташкентском суде по делу «Урдунробиты» было неожиданно для всех перенесено на неделю раньше.
У МТС были похожие проблемы в Туркменистане и Киргизии, но там удалось решить их без участия российских властей. А в Узбекистане наложились сразу несколько факторов, поэтому Москва и решила вступится за МТС.
Аркадий Дубнов, обозреватель "Московские новости": Я точно знаю, что в Москве многие люди во власти, на самом верху, рассматривают демарш президента Узбекистана в июне о выходе из ОДКБ как оскорбление высшему начальству России, лично Путину. Долгая невнятная ситуация с наездом на МТС, неадекватные суммы, которые требовали в Узбекистане - видимо, здесь не только защита бизнеса, в конце концов, это не стопроцентная государственная структура, видимо, в Москве решили, что так долго позволять допускать оскорбления немыслимо.
Говорить о полной победе МТС в этом противостоянии пока рано. Хотя последнее решение Ташкентского суда говорит о том, что российский оператор все-таки вернет себе бизнес в Узбекистане. Не ясно лишь, каким убытком обернется для него эта отбитая атака.