Кремль без энтузиазма отреагировал на ответ США и НАТО. Чего ждать дальше?

27/01/2022 - 15:55 (по МСК) Эдуард Бурмистров
Поддержать ДО ДЬ

«Поводов для оптимизма не так много», — так в Кремле прокомментировали долгожданный для многих ответ США и НАТО на предложения Москвы о «гарантиях безопасности». Свои требования, по сути ультиматум, российский МИД опубликовал в конце года. После этого было несколько раундов переговоров на разных уровнях, и накануне ответ, а вернее, ответы, были даны в письменном виде. Из спешно созванных пресс‑конференций госсекретаря США Энтони Блинкена — в большей степени — и генсека НАТО Йенса Столтенберга — в меньшей — можно сделать вывод, что едва ли США и Альянс пошли хоть на какие‑то требования Москвы. Обо всем подробнее — в рассказе корреспондента Дождя Эдуарда Бурмистрова.

Накануне американский посол Джон Салливан прибыл в министерство иностранных дел России. По информации «Коммерсанта», он доставил два документа — ответы США и НАТО. Если коротко — ответ по всем основным пунктам — нет. Такой вывод можно сделать из пресс‑конференции Энтони Блинкена, которую он дал после. Госсекретарь США сообщил, что НАТО не откажется от принципа «открытых дверей». Он также не стал говорить о каких-либо гарантиях неприсоединения Украины к Альянсу. Получается, Запад не дал Москве письменные гарантии по основным российским требованиям. При этом Блинкен заявил, что в ответе США есть позитивные моменты. Документ, который Вашингтон направил Москве, в целом можно поделить на четыре части, сказал госсекретарь США. Первая касается принципов, от которых Запад не откажется, вторая — опасений Запада, третья — опасений Москвы, четвертая — дальнейшего сотрудничества, дипломатических путях снятия напряжения. 

Свою пресс‑конференцию накануне провел и Йенс Столтенберг, генеральный секретарь НАТО. Он также подтвердил нерушимость принципа «открытых дверей». Получается, и в ответе НАТО нет письменных гарантий по основным требованиям Москвы. Столтенберг также определил круг вопросов, по которым может быть сотрудничество. Например, диалог о контроле над вооружениями, возобновление работы миссий в Москве и Брюсселе. Примерно об этом же и сказал Блинкен. Но в Москве говорили неоднократно, что все это второстепенные вопросы, попытки забалтывания и вообще Москва еще несколько лет назад предлагала диалог по этим вопросам. Как раз The New York Times сообщает со ссылкой на высокопоставленных чиновников, что ответы Запада «открывают дверь» для возобновления договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, переговоры по ограничению численности военных учений.

Мяч сейчас на стороне Москвы и уже есть первая официальная реакция. Нет реакции на самый главный вопрос — не расширение Альянса, сказал сегодня Сергей Лавров. Глава российского МИДа заявил, что Москва сейчас комплексно изучает ответы Запада, а дальнейшие шаги России определит президент Владимир Путин. Интересно, что Энтони Блинкен сказал накануне, что содержание ответа США не разглашается, поскольку в Госдепе надеются сохранить пространство для дипломатических конфиденциальных переговоров. А Сергей Лавров сообщил, что, по его мнению, полное содержание ответа «утечет», поскольку Вашингтон координировал свои действия с европейскими союзниками и украинской стороной. По словам Пескова, спешить с оценками Кремль не намерен. Он призвал не торопиться и сказал, что пока непонятно, в какой форме Москва предоставит реакцию. 

Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Также по теме
    Другие выпуски