Реформа местного самоуправления: кому выгодно перекраивать Подмосковье (и остальную Россию)
Жители подмосковного элитного поселения Кратово в субботу, 2 февраля, вышли на митинг против административного объединения с Раменским. На сторону кратовских встали быковские и верейские, правительство Московской области держит оборону — укрупнение районов не приведет к вырубке лесов и строительству многоэтажных гетто. Но оказалось, что такие же проекты переделки границ округов и поселков есть по всей России. Ксения Назарова выяснила, как с их помощью будут облегчать жизнь девелоперам, решать мусорный вопрос и не допускать на местные выборы нежелательных кандидатов.
На небольшой площади перед администрацией подмосковного Кратово собралось больше тысячи человек, а те, кто не поместился, наблюдал за митингом из-за забора. И это не только жители Кратово или Раменского района — люди приезжали со всего Подмосковья. На повестке — так называемая реформа муниципального самоуправления, по сути, отмена прямых выборов главы и депутатов
Марина Мозжерова, организатор митинга: Не было представлено ни одного документа, никакого проекта устава, ни финансового обоснования, ни аргументации для чего это нужно — а вот эти доводы, что мы сократим количество чиновников и всем будет хорошо — ну, достаточно посмотреть на здание правительства Московской области.
Депутаты Кратово проголосовали за ликвидацию сельского поселения и создание городского округа. Теперь жители называют их предателями и требует перевыборов. Глава Кратово тоже поддержал объединение и даже не пришел на митинг. Единственный, кто выступил против реформы — председатель совета депутатов, единоросс Иван Борисенко.
Иван Борисенко, председатель совета депутатов: Сначала часть депутатов высказывалась, что поддержит жителей, услышали их обращения, потому что было собрано порядка 2 тысяч подписей против объединения. Но к сожалению, многие депутаты поменяли решение и проголосовали за.
Практически всю область поделили на городские округа, где теперь не будет прямых выборов, а бюджеты поселений передадут в округ. По сути, так по всей России ликвидируют муниципальное самоуправление, и жители не смогут прямо влиять на власть, а распоряжаться их бюджетом будут люди, далекие от простого горожанина. Депутаты Чеховского округа планируют обращаться в европейский суд по правам человека.
Николай Дижур, депутат Чеховского района: Количество чиновников осталось на прежнем уровне, но затраты возросли, потому что растет фонд зарплат, растут управленческие возможности этого спрута, именуемого бюрократией. Все осталось на том же уровне и возросло кратно. Мы принимаем непопулярные решения — я не голосую — например, премирование главы округа двумя окладами в связи с юбилеем. С моей точки зрения это глубоко аморально.
«В уставе написано — прямые выборы мэра, никогда я своей рукой это не заменю»: Евгений Ройзман объясняет, почему сложил полномочия главы Екатеринбурга. Это было год назад, когда реформа самоуправления добралась до Урала, и под нее приходилось переписывать местные документы. Мегаполисы делят на несколько частей, таким образом ослабляя их, лишая прямых выборов. Например, Челябинск разделили на 7 округов.
Андрей Максимов, член общественной палаты России: Подспудно считывалось желание региональных властей может быть чуть ослабить общегородское руководство, с тем чтобы мэры не могли диктовать регионам свои позиции, часть из полномочий была передана районному звену, где свои решения, свои интересы, свои самостоятельные позиции.
Герой прошлого года, избранный мэр Волоколамска Петр Лазарев, вместе с жителями протестовал против ввоза мусора. После того, как он стал известен на всю Россию, у него прошли обыски, а позже — он сам сложил полномочия по состоянию здоровья. Для жителей Подмосковья он стал примером того, как должен себя вести настоящий глава, и, видимо, так напугал региональные власти, что реформу форсировали.
На обращении губернатора Воробьева к жителям Подмосковья про реформу ни слова. Дождь задал вопрос о ходе реформы депутату облдумы Никите Чаплину, и он уверяет, что жители Подмосковья восприняли реформу на ура.
Никита Чаплин, первый зампред Московской областной Думы: Все в рамках федерального законодательства — и суды, и правоохранительные органы дали этому оценку. Второе — как реагирует общественность, мы смотрим те муниципалитеты, где идет процесс — в целом люди поддерживают объединение.
Жители опасаются, что теперь не отстоят свои права, и новая власть сможет прямо под носом построить все что захочет — например, мусорный полигон. В Кратово ходят слухи о многоэтажной застройке — вырубка леса уже началась.
Со сцены и в толпе люди говорили о том, что им дает демократия, и о том, что именно сейчас они теряют все, что от нее осталось.
«Мы практически лишаемся такого понятия, как депутат, к которому я могу придти и сказать — люди, у меня вот это болит, как это решить на территории нашего маленького конгломерата, зачем это вытаскивать на Раменское. Мне нужен депутат которому я доверяю, которого я выбрала».