«Конституция Украины будет приниматься не в Минске, а в Киеве. Есть неприемлемые требования»
Самопровозглашенные «ДНР» и «ЛНР» хотят остаться в составе Украины. Представители самопровозглашенных республик направили в Контактную группу дополнения к изменениям в Конституцию Украины.
В поправках сказано, что соответствующие районы в тоже время являются «неотъемлемой составной частью Украины». При этом они должны получить право создавать органы общественного порядка и иметь ряд других полномочий.
В этих предложениях Крым и Севастополь названы составными частями Украины. Позже представитель «ЛНР» Владислав Дейнего объяснил, что так положено в соответствии с минскими договорённостями.
Луганск и Донецк предложили сохранить свои полномочия до местных выборов. Предполагается, что в этих районах будет действовать особый порядок и особый статус местного самоуправления, предусматривающий отдельное правовое регулирование. Что заставило власти самопровозглашенных республик пойти на этот шаг и значит ли это, что война окончена, разбирался Игорь Севрюгин.
Окончатся ли теперь боевые действия и пойдет ли Украина на предложения сепаратистов, Дмитрий Казнин обсудил с председателем парламента самопровозглашенной «Новороссии» Олегом Царевым и политологом, главой Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимиром Фесенко.
Казнин: Прокомментируйте то, что сказал господин Царев. Вот предложение об особом статусе. Да, действительно, это не впервые звучит. Почему нет никакого продвижения кроме постоянных взаимных обвинений в обстрелах и в нарушениях.
Фисенко: Я начну с вопроса о скрупулезном выполнении Минских соглашений. Можно ли считать скрупулезным выполнением Минских соглашений захват Дебальцево после подписания вторых Минских соглашений? Можно ли считать выполнением Минских соглашений атаку на Марьинку? Не на Донецк, а атаку сепаратистов на Марьинку, что зафиксировало и ОБСЕ, и другие наблюдатели, в частности, западные журналисты. Поэтому ни о каком скрупулезном выполнении Минских соглашений, к сожалению, речи не идет. Речь идет об их постоянном нарушении.
Еще одна принципиальная вещь, которую я хочу отметить: прежде чем говорить о выборах и о конституционных изменениях, в зоне конфликта должен быть прекращен огонь. Не будет реального прекращения огня — никакого политического урегулирования в зоне конфликта не будет. Теперь, почему не было переговоров по этому вопросу, в том числе и по тому, что официальное предложение от двух сепаратистских республик появились только сейчас. Я подчеркиваю — только сейчас. Что было обсуждать? Заявление Пушилина или Захарченко, который постоянно говорит, что он дойдет до Киева, что он опять вернет «ДНР» и Мариуполь, и Краматорск, и пойдет на Харьков? Вот это обсуждать что ли? Поэтому Царев, мягко говоря, высказывает лживую информацию. Он белое выдает за черное, а черное — за белое.
А теперь что касается самих предложений. Могу сказать, что на самом-то деле это непростой процесс. И Конституция Украины, а конституционный процесс начался в прошлом году и не в связи с кризисом на Донбассе, это внутренняя потребность Украины, а не способ урегулирования конфликта сепаратистскими республиками, в Украине вообще рассматривают этот конфликт не как конфликт с сепаратистами, а как конфликт с Россией, которая поддерживает сепаратистов и использует их против Украины. Поэтому раз так записано в Минских соглашениях, конечно же, надо принимать во внимание предложение, которое высказывает противоположная сторона. Оно должно быть предметом дискуссии и рассмотрения.
Но Конституция Украины будет приниматься не в Минске, а в Киеве. И то, что предлагается, на мой субъективный взгляд, есть вещь категорическая неприемлемая. Например, фактически хотя там и нет терминов «автономия» и термина «федерация», но когда предлагается договорной принцип отношений между регионами и центральной властью — это фактически та же самая федерализация, только без использования этого термина. На это не пойдет ни президент Порошенко, ни украинский парламент. Децентрализация в Украине планируется, но она планируется для всех регионах, а не только для двух территорий. И, конечно же, абсолютно неприемлемо будет для Украины постановка вопроса о том, чтобы в состав Украины якобы возвращаются «ДНР» и «ЛНР». Они не были в составе Украины, поэтому никакого возвращения двух самостоятельных республик не должно быть.
А вот что может быть, и что, в принципе, уже есть, только можно закрепить в Конституции? Официальный статус русского языка на региональном уровне. Во-первых, это украинское законодательство и сейчас предусматривает, это есть в законе украинском. Но это можно для усиления гарантий закрепить в Конституции. Будет децентрализация, но для всех, а не только для Донбасса. Ну и, конечно же, можно оговорить и какие-то другие вещи. Но в понимании децентрализации, в чем принципиальные различия позиций у Киева и сепаратистских республик. Насколько я знаю, конституционная комиссия, которая работает в Киеве, она предполагает в рамках децентрализации предоставить основные полномочия не регионам, а общинам. То есть, единицам местного самоуправления — городским, сельским и поселковым общинам, а не регионам. Вот это принципиальное различие.
Фото: ТАСС