Конец дешевому такси? К чему приведет слияние «Яндекс.Такси» и Uber, и чем ответит Gett

Два крупных онлайн‑агрегатора служб такси объединили свой бизнес в России и в ряде постсоветских республик. Предполагается, что таксопарки и водители двух компаний  перейдут на единую технологическую платформу, но оба  приложения — «Яндекс.Такси» и Uber — будут по-прежнему доступны.

Генеральным директором объединенной компании станет глава «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян. Он уже пообещал, что после объединения для пользователей ничего не изменится и цены на такси останутся прежними. Так ли это —выясняла Соня Гройсман.

Скоро при заказе такси у пользователя не будет стоять извечный выбор — «Яндекс» или Uber. Главные конкуренты среди мобильных приложений по вызову такси неожиданно объявили о слиянии. Теперь бывшие соперники будут вместе возить клиентов в России, Белоруссии, Казахстане, Грузии, Азербайджане и Армении. 

В объединенную компанию инвестируют сотни миллионов долларов, ее стоимость оценили в почти четыре миллиарда . Контрольный пакет – 60 процентов — останется у «Яндекса», а главой новой компании станет генеральный директор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян.

При этом создавать новое приложение не будут — оба сервиса будут работать параллельно, а водителей подключат к общей платформе. «Благодаря объединению компаний, водителям будет доступно больше заказов поблизости, а значит такси будет приезжать к клиенту еще быстрее», — отметил Владимир Исаев, руководитель пресс-службы «Яндекс.Такси».

Некоторые пользователи тут же предположили, что объединение скажется на стоимости поездок. До этого «Яндекс.Такси» и Uber вели так называемую «ценовую войну», в результате которой появлялись более низкие тарифы. В то же время в компаниях-партнерах пообещали не менять цен.  

«У нас в настоящий момент нет никаких планов по изменению тарифов. Даже объединившись, "Яндекс.такси" и Uber не будут единственным игроком на рынке. И поэтому рынок онлайн-заказов в России продолжит оставаться высококонкурентным. Поэтому опасаться, что исчезнет конкуренция на рынке, конечно, не стоит», — сказала Ирина Гущина, директор по коммуникациям Uber в России и СНГ​.

Участники рынка, опрошенные Дождем, разнятся в прогнозе того, как поведет себя новый сервис в отношении цен. 
Богдан Коношенко, председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты по таксомоторным перевозкам:
«В тарифной политике для партнеров и пассажиров объединенной компании резкие движения вряд ли произойдут. На таком высоколиквидном рынке, как таксомоторные перевозки, даже малейшее закручивание гаек, малейшее движение, которое происходит, непременно приводит к перетоку водителей и пассажиров к конкурентам. Поэтому я думаю, что объединенная компания продолжит двигаться вместе с рынком и будет очень аккуратно развивать сервисы, чтобы не отпугнуть пользователя и сохранить свою клиентскую базу».

Вадим Новиков, антимонопольный экономист, старший научный сотрудник института прикладных экономических исследований РАНХиГС:

«Что может быть хорошо для потребителей. Про риски, связанные с появлением крупной компании понятно, а благоприятно для потребителей то, что объединенный сервис позволяет добиться большей экономии в, собственно, извозе. Они могут увеличить процент использования автомобилей, увеличить загрузку автомобилей, а это важная составляющая цены услуги».

Сейчас сделку должны одобрить в Федеральной антимонопольной службе. Там пообещали внимательно изучить ситуацию на рынке. «У нас три основных агрегатора, если два из них собираются слиться, то это, конечно, отдельный рынок, и угроза ограничению конкуренции, несомненно, здесь присутствует», — заявил глава ФАС Игорь Артемьев. 

По независимой оценке, водители «Яндекса» в этом году совершали полмиллиона поездок в России ежедневно, Uber — 170 тысяч поездок, а третий крупный агрегатор Gett — 150 тысяч.

Официально в Gett сделку не комментируют. Собеседники Дождя, близкие к компании, говорят, что несмотря на появление крупного игрока, есть и свои плюсы. «Ценовая война» между агрегаторами заставляла всех держать слишком низкие цены, а теперь конкурентов осталось меньше.​

Однако если «Яндекс» начнет снижать тарифы, Gett будет не просто с ним соперничать. Собеседники «Секрета фирмы» предполагают, что теперь израильский стартап на российском рынке может объединиться с одним из крупных региональных агрегаторов.​

Фото:DepositPhotos

Другие выпуски