Норма превышена в сто тысяч раз. На затонувшей советской подлодке нашли утечку радиации — это опасно?

10/07/2019 - 20:20 (по МСК) Евгения Зобнина
Поддержать ДО ДЬ

Норвежские и российские ученые поделились тревожной новостью — в районе, где сейчас находится затонувшая советская атомная подлодка «Комсомолец», уровень радиации превышает обычный в сто тысяч раз. Подлодка затонула тридцать лет назад, в апреле 89-го. Все это время судно находилось на дне Норвежского моря, на глубине одного километра и семисот метров. Реактор лодки был надежно заглушен, но ученые сообщали о протечках в районе реактора еще в 1991-ом. Грозят ли утечки экологической катастрофой? Узнавала Евгения Зобнина.

Это кадры со дна Норвежского моря, глубина — 1700 метров. Их опубликовал норвежский Институт морских исследований. Атомная подводная лодка K-278 - «Комсомолец» лежит так ровно 30 лет, и на днях ученые обнаружили радиоактивную утечку — норма, по предварительным данным, превышена в 100 тысяч раз.

«Комсомолец» был рекордсменом по глубине погружения среди подводных лодок — опускался на 1027 метров. Это делало подлодку неуязвимой для обычного оружия — давление слишком высокое — и незаметной для врага — на таких глубинах не работает даже эхолот. Погубил «Комсомолец» пожар. 7 апреля 89-го. Системы цистерн главного балласта были разрушены, и лодку затопило. Погибло 42 члена экипажа из 69-ти. 20 тел осталось в море. Перед эвакуацией ядерный реактор удалось заглушить. Иначе был бы взрыв. 

Погибших товарищей моряков похоронили на Серафимовском кладбище. 7 апреля — день трагедии — в России стал днем памяти погибших подводников. На том же Серафимовском 4 дня назад похоронили экипаж атомной подводной станции «Лошарик».

После трагедии подводников и недавнего сериала Чернобыль новости об источнике радиации на морском дне выглядят угрожающими. Но, как заверила глава экспедиции Хильда Элиза Хельдал, это безопасно для человека и для обитателей Норвежского моря. Рыбу тоже можно ловить. Радиацию нашли в вентиляционной трубе, а вода рядом чистая.

«Мы наблюдали своего рода облако, которое периодически появляется из отверстия. Когда мы проводили опыт, в котором измеряли загрязнение, появилось такое облако. Это может значить, что загрязнение выходит толчками».

Исследования «Комсомольца» и россияне, и норвежцы проводили с самого начала аварии. 30 лет — это период полураспада цезия-137, который выходил из затонувшего судна. Значит, мощность этого радионуклида уменьшилась вдвое. Да и прошлые экспедиции показывали, что все в норме.

Анатолий Сагалевич, руководитель лаборатории глубоководных аппаратов института океанологии РАН: «Начиная с 1989 года, каждый год туда ходили, измеряли радиацию, исследовали химический состав осадков и воды на присутствие радионуклидов, но, в общем, тогда все было на уровне фона»

Последняя крупная экспедиция была в 2007-м. Утечку обнаружили уже тогда, говорят норвежцы. Поэтому удивляться этим результатам не нужно. Воду взяли на пробу, будут тщательно изучать.

Валерий Меньщиков, член общественного совета госкорпорации «Росатом»: «Дальше там будут биологи и люди, которые связаны с тем, как ведет себя радиация в морской воде. Они дадут выводы. То есть тут никакой паники, никакой тревоги нет. Просто эти цифры впечатлили людей. Около лодки — да, там вот повышенная радиация. Вывод пока очевидный: никакой угрозы в нескольких, скажем, сотнях метров от этой подлодки нет». 

С другой стороны, само существование затопленной субмарины пусть хоть и с закрытым ядерным реактором — это уже повод для тревоги. Кроме того, на «Комсомольце» все еще остаются две торпеды с ядерными боеголовками. В каждой из них около 3 килограммов плутония размером примерно с теннисный мяч. 

Эксперты обращают внимание, что в российских водах остаются еще очаги радиации, и там угроза заражения гораздо выше. Что касается «Комсомольца», его подъем или уничтожение неизбежны, но ускорят ли их новости от ученых, пока непонятно.

Другие выпуски