Кадыров на всех телеэкранах страны: у главы Чечни появилось личное реалити-шоу
Премьеру нового реалити-шоу Рамзана Кадырова «Команда» на «России-1», по подсчетам TNS, только в Москве посмотрели 340 тысяч человек. Глава Чечни в прямом эфире будет искать себе помощника — победитель возглавит Агентство стратегического развития республики. Претендентам придется не только предложить Кадырову грамотную стратегию развития региона, но и пройти испытания на выносливость.
Анна Монгайт вместе с телеобозревателем газеты «Московский комсомолец» Александром Мельманом посмотрели и обсудили первую серию чеченского реалити.
Главное событие теленедели — программа «Команда», вышедшая вчера на телеканале «Россия 1». Это реалити, где президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров выбирает себе помощника. Сегодня у нас в студии мы посмотрим отрывки из этой программы вместе с телекритиком газеты «Московский комсомолец» Александром Мельманом и обсудим этот неожиданный проект с телевизионной точки зрения. Итак, давайте начинать.
Александр, как вы считаете, как родилась эта идея? Что вообще думаете о концепции шоу, где выбирают помощника для президента Чечни.
Мне кажется, с точки зрения Чеченской Республики и господина Кадырова это очень правильная концепция, она для него выигрышная в плане пиара. Я не знаю, кто ее придумал, но почему-то мне кажется, что не в Чечне она пришла в голову каким-то людям, а людям в Москве. Я просто не знаю, либо это был Олег Добродеев, либо бери выше, может быть, какие-то люди из кремлевской администрации. Но в принципе, если так объективно рассуждать, без всего это правильная такая вещь, пока из того, что я вижу, для того, чтобы как-то позитивно показать то, что делается в Чечне. И государственный канал то дает, и кто же как не государственный канал? Поэтому я в общем-то понимаю тех, кто это придумал, и тех, кто это будет воплощать.
Как вы оцениваете самого Рамзана Ахматовича Кадырова, как телевизионного героя, как персонажа реалити?
Мне кажется, что это такой живой, достаточно…
Он уже стал инстаграм-мемом фактически.
Да, да, он стал мемом. Но при этом он такой, за ним интересно наблюдать, такой спонтанный, вроде бы эмоциональный. На самом деле очень просчитывает все свои действия, понимает, где он находится, в каком контексте. И в общем, он притягивает некое внимание, потому что до сих пор, как мы понимаем, остается загадкой во всех смыслах этого слова, когда спрашивали «who is mister Putin?», Путин как-то более понятен теперь уже нам за эти 16 лет, а вот «who is mister Kadirov?», вот до сих пор хотелось бы узнать. Не думаю, конечно, что вот это шоу как-то раскроет его, но в чем-то, может быть, мы увидим какого-то Кадырова, если проницательно как-то будем на это смотреть, и может быть, что-то узнаем о нем большее, чем нам подают с этих пропагандистских всех каналов.
Как вы думаете, откуда взялись эти люди? Неужели они действительно написали письма? Вот мы слышали, что пришли письма от людей, желающих стать помощниками Кадырова, из Уганды, из Норвегии, из Мексики. Между тем, ни одного жителя Уганды мы здесь не видим, зато есть муж королевы красоты из Татарстана. Как отбирали этих людей? Как вы думаете, писали ли они действительно эти заявки?
Да, наверное, люди из Уганды, из Норвегии по каким-то причинам не прошли кастинг, а прошли те, кого мы здесь видим. Такие, действительно, специфические шоу, даже и другого формата, не столь политизированного, они, конечно, тоже часто набираются довольно искусственно, и все это как-то делается под некие телевизионные образы, но здесь я уж просто уверен, что с одной стороны, да, была здесь некая подготовка, и все как-то тоже было продумано и просчитано, и какие-то люди, на которых выходили, то есть специальные люди, возможно, но я думаю, что элемент того, что есть определенные товарищи, которым бы хотелось туда поехать, как вот этот миллионер 24-летний.
Вы верите, что миллионер настоящий, да?
Я верю, да, почему-то, Аня, мне кажется, что такое может быть.
Представляете ли вы себе подобное шоу, посвященное любому другому главе региона нашей страны, предположим, Полтавченко, например. Или кто еще, кого еще можно представить себе во главе программы «Команда», шоу «Команда»?
Почему нет? В принципе, придумать можно все, что угодно.
То есть вы не считаете, что Чечня — это особый регион, где возможны вот такие удивительные вещи?
Нет, я как раз представляю, в данном случае… просто на место, мы это видим на федеральном канале, потому что это Рамзан Кадыров. Другие губернаторы не являются людьми федерального масштаба, так или иначе, поэтому если бы придумали такое шоу для господина Полтавченко, это бы показывали по местному питерскому каналу, который выходит только для города и области, и не более того. Но в принципе, я говорю, что я это представляю. Идеи могут быть самые разные, я вспоминаю ток-шоу, реалити-шоу, как господин Потанин набирал себе людей. Это было тоже довольно интересно, и кстати, очень жестко.
Снято, вероятно, по той же лицензии, да?
Может быть. Я просто не помню, кто там делал.
Шоу «Кандидат».
Да, «Кандидат», все правильно. Это было, кстати, очень интересно смотреть. И как раз Потанин там раскрывался довольно интересный, неоднозначный, по-своему необычный, и вообще там был тот самый драйв и та самая психология, за которой интересно было наблюдать. Я не знаю, как это получится здесь, потому что мне кажется, что это более такое выставочное шоу, это такой продукт, который лежит на витрине, и он должен быть подан таким образом. Смогут ли люди, в том числе ведущий Борис Корчевников, как-то проникнуть в этих людей и в эту ситуацию изнутри, пока мне не очень верится. Я помню сюжет, когда Борис Корчевников приезжал к Рамзану Кадырову впервые, и он вел себя ну очень подобострастно, снизу вверх смотрел на господина Кадырова. И если и так будет дальше продолжаться, то это совсем неправильно.
А вы сомневаетесь, что так будет продолжаться?
Нет, могут человеку сказать: «Так нельзя». То есть есть какие-то телевизионные менеджеры, которые за этим следят, продюсеры, которые просто могут так или иначе это поправить до той степени, до которой можно это поправить, безусловно, чтобы это было в общем-то не позорно, чтобы это было нормально.
Что выигрывает человек, прошедший весь путь шоу «Команда»? Он становится помощником Кадырова. Что в это притягательного? Объясните мне.
Да, я бы никогда бы не смог пойти помощником к господину Кадырову вот в эту самую Чеченскую замечательную Республику. Но наверное, люди, если опять же мы допускаем, что они на самом деле туда стремятся, хотят что-то для себя понять и как-то себя изменить, с одной стороны. С другой стороны, возможно, я говорю, это все некий блеф телевизионный, и потом мы это все увидим, получит Чеченская Республика пиар вместе с ее руководителем, а потом вдруг эти люди как-то испарятся, в хорошем смысле я имею в виду, потому что да, всегда мы подразумеваем некие другие подспудные вещи, о которых сейчас бы даже не хотелось говорить.
На превью: стоп-кадр из первой серии «Команды»