«Шальная императрица»: готовы ли Россия и мир к женщине-правителю
Денис Катаев поразмышлял на тему того, готова ли Россия снова вернуться к традиции женщин-правителей, а также рассказал, какое положение во власти сейчас занимают женщины-лидеры мира.
Женщину-президента россияне пока не ждут. Доля тех, кто готов к этому сильно снижается с каждым годом и сегодня находится практически на дне. По данным опроса «Левада-центра», вдвое за 10 лет уменьшилось число тех, кто хотел бы видеть женщину на посту президента – с 21 до 11 процентов, не хотят этого в принципе от 26 до 31 процента, и вовсе считают такой вариант невероятным или маловероятным почти половина россиян. Самая сильная женщина в России — спикер сената Валентина Матвиенко, по прогнозам, набирает не больше 6 процентов. Но, как выяснилось, не сильно ищут женщину и в остальном мире.
Вот чернокожий президент в Америке уже был, а Хиллари Клинтон так и не смогла совершить феминистскую сенсацию, у нее был гигантский антирейтинг. Франция тоже предпочла умеренного банкира-красавчика Макрона радикальной Марин Ле Пен. Вообще все новички — бравые 30-летние парни: Макрон, Трюдо и вот теперь еще австрийский канцлер.
В Европе «впереди планеты всей» в этом вопросе лишь прогрессивная Прибалтика, там просто слишком спешат в будущее, потому позволяют себе такие «вольности». Главная цифровая держава региона, Эстония, только что избрала на главный пост Керсти Ка́льюлайд.
В соседней Литве с 2009 года в президентском кресле — Даля Грибаускайте, кошмар Путина, которая якобы его очень не любит. На постсоветском пространстве все не так гладко. Газовая принцесса Юлия Тимошенко, как ни старалась, так и не стала президентом страны, хотя были все возможности, особенно после ее выхода из тюрьмы. В Киргизии Роза Отунбаева смогла лишь временно возглавить республику после очередной революции, то есть стала, по сути, лишь антикризисным менеджером. Не вышел женский эксперимент и в Южной Корее. Бывшая президент Пак Кын Хе сейчас и вовсе находится в СИЗО, ее отстранили от власти после коррупционного скандала.
На допросы затаскали и экс-главу Аргентины Кристину Киршнер, ей запрещают даже выезжать из страны. Ее президентство теперь называют «изменой родине», скорее всего, ей теперь грозит арест. В соседней Бразилии жертвой импичмента стала президент Дилма Русеф, ее обвинили в бюджетных махинациях. Теперь она пытается защитить в суде свои честь и достоинство.
Но, конечно, это всего лишь тенденция на поверхности. Есть и очень заметные исключения. Монархии с женским лицом, например. Королева Елизавета II все еще у власти и похоже уходить не собирается. Хотя ее коллега, королева Нидерландов Беатрикс, уже отреклась от престола в пользу сыновей. Остаются у руля и «железные леди» Европы — Ангела Меркель и Тереза Мэй. Но их хватка и поведение уж слишком мускулинные, что делает их случай, скорее, исключением, которое подтверждает правило. С другой стороны, на подходе женщины-министры и премьер-министры., мэры, взять хотя бы главу Парижа Анн Эдальго или главу европейской дипломатии Федерику Магерини.И, возможно, вот она — власть будущего. Но пока все по-другому. Символом надежды может стать даже не Ксения Собчак, а всемирно известный экономист и борец за права женщин Элен Джонсон Серлиф. В 2011 году она получила Нобелевскую премию мира за за ненасильственную борьбу за безопасность женщин и за права женщин на полноправное участие в выборах. Она 12 лет была президентом Либерии и «подняла ее с колен». Но и ей пришлось уйти. Недавно новым главой государства стал бывший футболист. И снова мужчина. Так что на Ксению Собчак вся надежда, может? она заставит лед «тронуться».