«При Путине такого не было»: Павел Лобков о том, почему Россия не одурела, а проснулась
Колонка Павла Лобкова о том, что результаты вторых туров губернаторских выборов говорят о России и ее политике.
При Путине такого не было. Партия власти фактически потеряла четыре региона. Во Владимирской области Светлана Орлова во втором туре c 37% проиграла жириновцу Владимиру Сипягину — у него 57%. В Хабаровском крае губернатор-ветеран Вячеслав Шпорт получил вдвое меньше голосов, чем другой член ЛДПР Сергей Фургал. А до этого кремлевский кандидат Виктор Зимин в предчувствие позора снял свою кандидатуру в Хакасии, и теперь там маячит победа коммуниста. И это после Приморья, где назначены новые выборы.
Причем придирчивый ЦИК в двух проигранных регионах — Владимирской области и Хабаровском крае — признал выборы честными, и Элла Памфилова даже не плакала. Хотя в Хабаровском крае, как и ранее в Приморье, были взаимные обвинения — штаб Шпорта упрекал Фургала в подкупе избирателей, а наблюдатели выкладывали кадры с организованным и подконтрольным голосованием военных. Но разница в результатах была столь существенна, что ее невозможно было скрыть никакими вбросами. Так и хочется сказать Кремлю — «укрепи свою вертикаль!» Но получится ли?
Вообще-то образ Светланы Орловой, восторженной единоросски Владимирской области, шел так же, как и сельские платья губернатора и ее привычка не пропускать ни одного городского праздника с блинами с лопаты. Вот прямо — я и есть Россия взбалмошная, может ухватом огреть и тут же приголубить. Ролевая модель Людмила Зыкина. Из старого анекдота «Ты не пой, ты ходи, ходи».
«Вы меня извините, я много раз была во Франции. У вас там ухудшились условия. Грязь пройти невозможно», — это один из выдающихся мемов женщины сверху. Из всех поклонников и поклонниц Путина ее выделяла особенная страсть. Перед знаменитой рокировкой сентября 2011, когда Медведев прилюдно отказался от второго срока в пользу Путина, именно Орлова, тогда зампред Совета Федерации, за несколько дней слила эту радостную новость информагентствам.
Но вторые туры показали, что это не работает. Выиграть может кто угодно, если он не кремлевский. Для России Ельцина четыре проигранных области — это была еще победа. Для 18 летней вертикали Путина — это катастрофа. Под вопросом главный тезис последних сроков — Путин не делает ошибок. Сидение за священным столом — не гарантия успеха. Администрация не всемогуща и не премудра.
Четыре проигранных региона — это первая стадия болезни, которую не сможет вылечить ни броневик ФСБ «Каратель», ни новое оружие устрашение Росгвардии, комплекс «Стена». Фальсификаторы отказываются фальсифицировать. И даже «Первый канал» рассказал всю правду о выборах в погоне за рейтингом. Совсем распустились.
Не только Кадыров теперь демонстрирует, что Россия федеративное государство. Это показали функционеры Жириновского и Зюганова без всякого опыта управления чем-либо, кроме, как Сергей Фургал, предприятием с пятью сотрудниками. И не хуже Кадырова умеют торговаться - владимирский жириновец Сипягин гордо отказался от поста вице-губернатора в обмен на снятие с выборов.
Я помню один такой предыдущий триумф ЛДПР на выборах 1993 года в Госдуму помните — «Россия, ты одурела!». Это был максимум безвластия после октябрьского расстрела Парламента. Теперь эта знаменитая фраза вряд ли применима. Россия проснулась, но еще в сумеречном сознании хватается за первые попавшиеся предметы, как пьяный спросонья. Теперь штабу на Старой площади придется выращивать не только кандидатов от власти, но и от оппозиции.
Что можно предположить? Что кремлевская администрация расколется на два лагеря. Силовики станут копать под новых серых лошадок, чтобы в лучшем случае их снять или даже посадить. Умеренные будут призывать принять народный выбор, и потенциально токсичных губернаторов заранее просить подать в отставку. Особенно таких, которые даже по бумажке поют фальшиво и в текст губами не попадают.
Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ