«Количество фейков зашкаливает»: что сейчас происходит в Мьянме?
В начале сентября главные российские новости связаны с событиями, происходящими в далекой Мьянме. Митинги против политики властей Мьянмы собрали сотни мусульман в Москве и более миллиона человек в Грозном. Так, по крайней мере, утверждают в чеченской полиции. Всего в Чечне живет около одного миллиона четырехсот тысяч человек. Митингующие призывали прекратить гонения против народности рохинджа, или рохинья, в штате Ракхайн. Рамзан Кадыров впервые противопоставил себя внешней политике Кремля и открыто раскритиковал позицию России по ситуации в Мьянме. Что на самом деле происходит в этом государстве, разбиралась Евгения Котляр.
Этот исторически сложившийся кровопролитный конфликт в далекой Мьянме оживился 25 августа. Все произошло на севере района Ракайн. Здесь живет мусульманский народ рохинья — этническое и религиозное меньшинство. На всей территории Мьянмы рохинья около миллиона. Вооруженные отряды боевиков рохинья напали на полицейских и пограничные посты, погибли полицейские. В ответ армия начала карательную операцию. Последняя крупная атака здесь была в 2012 году — тогда сожгли больше 4,5 тысяч домов мусульман. Рохинья массово бежали из страны. ООН и Государственный департамент в специальных докладах называли происходящее в Мьянме «этническими чистками» и «преступлениями против человечности».
В нынешних столкновениях погибло 400 человек. Это официальная и единственная цифра, которая приводилась генштабом Мьянмы, еще 4 дня назад. Эксперты считают, что число может быть занижено. По косвенным доказательствам погибших вероятно больше: «Есть информация, и это проверенно, о боевых вертолетах со стороны Мьянмы. Они вторглись в воздушное пространство Бангладеша, поэтому была официальная нота протеста. Поэтому понятно, на каком уровне ведутся боевые действия. Со стороны Бангладеша видны столбы дыма над теми местами, где раньше были деревни. Плюс, по свежим спутниковым снимкам, по ним понятно, что есть систематическое уничтожение населенных пунктов. Особенно сейчас, в сезон дождей, так компактно и кучно ничто не горит», — рассказал директор фонда им. Эберта в Мьянме Алексей Юсупов.
Шокирующие видео и фотографии по хештегу #мьянма заполонили социальные сети. И большая часть из них — это фейки: «Альтернативных данных нет. Очень большое количество информации в соцсетях просто поддельное. Количество фейков зашкаливает — фотографии, данные, видео используются со всего мира. Съемки многолетней давности», — добавил Юсупов.
После обострения ситуации правительство Мьянмы закрыло доступ в северную часть Ракайна для всех международных организаций. Правозащитники и журналисты верифицируют информацию через рассказы бежавших рохинья, которые добрались до Бангладеш и уже на «безопасной стороне» имеют возможность говорить с журналистами и правозащитниками. Сейчас здесь работает всего 3-4 фотографа и реальных кадров с места событий пока немного. По снимкам, сделанным 3 сентября, видно — беженцы продолжают прибывать.
Волна возмущения в «мусульманском» интернете случилась задолго до вчерашнего стояния у посольства Мьянмы в Москве и сегодняшнего миллионного митинга в Грозном. В Турции, Арабских Эмиратах, Индонезии, Малайзии начали обсуждать массовый исход рохинья еще в конце августа, сразу после обострения. А из-за того, что все это произошло накануне Курбан-Байрама обсуждение этой темы в сетях развивалось более чем стремительно.
Мьянма и регион Ракайн, где происходит конфликт, это «черная информационная дыра». Накануне атаки со стороны экстремистов-рохинья из зоны конфликта уехали последние независимые эксперты, они единственные рассказывали, что происходит в регионе: «За несколько дней до первоначального нападения на армейские пограничные посты, 25 числа, оттуда ушло большинство международного персонала ООН и других организаций. Ушли сами, добровольно, ожидая, что ситуация будет ухудшаться и уже небезопасно там жить и работать. Но это привело к тому, что количество альтернативных источников информации в регионе сократилось практически до нуля», — рассказал Алексей Юсупов.
Атака мусульман на военных, по мнению экспертов, идеальный повод для решения старого конфликта массированными атаками. Объем потока беженцев рохинья говорит о том, что это беспрецедентная карательная операция. Но и вторая сторона — жители региона буддистского вероисповедания — подвергались нападениям. По официальной информации около 12 тысяч буддистов эвакуировали из зоны конфликта: «Так получилось, что у сторонников рохинья, скажем так, сейчас ресурсов гораздо больше. Мы больше узнаем о тех, кто переживает за рохинья, чем о тех, кто страдает от той активности, которую они осуществляют», — рассказал эксперт Центра стратегических разработок Антон Цветков.
Сан Су Чжи — нобелевский лауреат мира, бывшая заключенная и любимица общественности. Сан Су Чжи — адвокат и сторонница меньшинств наверное, главный символ Мьянмы и единственный человек, от кого ждут громкого заявления. Но Сан Су Чжи молчит. По мнению экспертов, она, наращивая свой политический вес, остается на стороне буддистского большинства, для которых мусульмане рохинья чужаки, чье место где угодно, но только не в Мьянме.
Фото: Mohammad Ponir Hossain / Reuters