Кого выбирала «новая Москва». Спецрепортаж Родиона Чепеля

09/09/2013 - 01:28 (по МСК) Павел Лобков, Анна Монгайт
Поддержать ДО ДЬ
Сегодня в выборах мэра столицы впервые участвовала так называемая «новая Москва» – население двух округов – Троицкий и Новомосковский – которые присоединили к Москве летом прошлого года.

Это огромная территория, по площади – больше, чем Москва, но с населением всего в 250 тысяч. Электоральное поведение «новых москвичей» целый день изучал Родион Чепель.

Этот деревенский дом с бельем на крыльце заперт. Видно, жилец решает судьбу главного мегаполиса страны. Это – напротив здания школы. Там сразу три избирательных участка. Это контрасты Новой Москвы.

Деревня Марушкино находится в одном из двух огромных округов, которые стали частью Москвы летом прошлого года. Территория столицы тогда увеличилась вдвое, а население выросло на 250 тыс. В итоге местная баба Маня своим голосом решает, кто будет управлять Москвой. К этому даже местные чиновники не привыкли: на плакатах здешних магистралей висят призывы голосовать за губернатора Подмосковья.

Летом прошлого года, после присоединения к столице, кончились полномочия местных органов власти. В итоге сегодня здесь выбирали не только мэра столицы, но и местных депутатов. Жители, правда, не всегда своих кандидатов знали в лицо.

Вадим Коровин, координатор Федерации автовладельцев России: Для меня это первые выборы, поэтому это, скорее, опыт. Я готов к любому результату – от нуля до снятия. Ну, нуля, конечно, не будет, потому что люди узнают меня, жмут руку. Могут снять, могу занять последнее место – для меня ничего страшного. Я сделаю работу над ошибками, я понимаю, что делать на следующий раз, в последующих выборах на что стоит нажать и чего делать не стоит, что я сделал в этот раз неправильно.

Другой кандидат в депутаты – предприниматель Ольга Косец – рассказала, что общественных активистов к выборам подпускали неохотно. От них прятали списки жильцов, чтобы труднее было вести агитацию, срывали плакаты и мешали встречаться с жителями. Да и сами кандидаты в депутаты из Старой Москвы удивлялись, когда видели новую.

Ольга Косец, президент общественной организации «Деловые люди»: Огромное количество маленьких деревень, где, в принципе, очень тяжело найти избирателей, поскольку все это перемешано с дачными поселками, коттеджными поселками. Плюс ко всему, они находятся на достаточном таком удалении от асфальтированных дорог. Несмотря на то, что это 22 км от МКАД, выглядит это, скажем так, непохоже на Москву.

Может, от этой общей неустроенности и складывается четкое ощущение, что местные жители рады тому, что их теперь тоже считают москвичами. У них явка к пяти часам дня была выше 30%.

В дальнем конце Новой Москвы, поселке Шишкин Лес, встречаю правую руку Чубайса Леонида Гозмана. Он поехал наблюдать, потому что решил, что здесь и есть тот самый медвежий угол, куда не дотянется глаз наблюдателя.

Леонид Гозман, директор по проектам Роснано: Я не вижу никаких безобразий. Вообще никаких. То есть там, где был я, я их не видел. Причем я говорил со всеми наблюдателями, с председателями комиссий, со всеми, с кем можно, с людьми, которые выходили. Смотрите, даже такая важная вещь как голосование вне помещения, когда с урнами выходят, на одном участке 9 человек, на другом – 8 человек, 3 человека. Даже если это фальсификация, даже если каким-то бабушкам сказали «Ставь крестик сюда», то все равно это не повлияет на общий результат.

Еще недавно и правда наблюдатели опасались, что основную проблему в течение дня выборов будет представлять голосование вне помещения, когда от избирателя поступает звонок с просьбой выслать урну к нему на дом. Мол, сколько хочешь, столько и рисуй – никто не увидит. На практике оказалось, что опасаться нечего. В каждом бюллетене всего до 20 фамилий, много голосов не нарисуешь.

А в Новой Москве голосование на дому превращается в целый квест «Как среди сотен коттеджей найти хижину местного жителя». Выглядит это вот так: трое - условно инженер, учительница и медработник – садятся в машину чиновника из местной администрации и отправляются в путь. Это в панельной многоэтажке опросить 20 человек дело 5 минут, в Новой Москве на это уходят часы.

За окнами километрами тянутся осенние убранные поля, березы, коттеджные поселки. Наконец, остановка. Соседка подсказывает, где найти калитку в заборе, а пенсионер проводит в дом и ставит галочку. И все это среди спелых яблок, свежих грибов и кочанов капусты. Здесь не нужно бояться вбросов: Новая Москва голосует благодарно и консервативно. Точно так настраивает советская классика, которая льется из динамиков, расставленных вокруг школы.
Другие выпуски