Кого в России и Европе сажают за экстремизм? Директор центра «Сова» о новом докладе об антиэкстремизме

14/03/2019 - 21:31 (по МСК) Павел Лобков
Поддержать ДО ДЬ

Информационно-аналитический центр «Сова» и международная организация ARTICLE 19 представили доклад — «Антиэкстремизм: российская правоприменительная практика и европейские гарантии свободы слова». По мнению его авторов, в российских реалиях борьба с тем, что во всем мире считается экстремизмом, «выходит за рамки заявленной цели и становится инструментом контроля государства над обществом». Общий вывод: российское законодательство о противодействии экстремизму не соответствует международным правовым стандартам. Подробнее о докладе рассказал директор центра «Сова» Александр Верховский.

Александр Маркович, я сейчас покажу несколько слайдов из вашего доклада. Можете ли вы их прокомментировать? Это вот правоприменение, это сколько осужденных было по разным «экстремистским» статьям. Давайте посмотрим на первый график, это осужденные, как я понимаю, за экстремизм. А 280-я это…

Призывы.

Да, призывы к экстремизму. Мы видим, что в 2018 году снизилось количество, правильно я понимаю?

Это предварительные данные. Там на самом деле просто удвоен результат первого полугодия, потому что нет еще окончательных данных за 2018 год. Ну, наверное, это будет некоторое снижение, скажем так.

Это уже после путинской инициативы о декриминализации?

Нет, это до, потому что это данные первого полугодия, повторюсь, которые просто мы экстраполировали на весь год. То есть на самом деле снижение началось несколько раньше, какие-то решения были приняты, видимо, еще той осенью, осенью 2017 года.

То есть возможно, что еще драматичнее снизят, что, возможно, все-таки стали корректировать политику?

Ну, это мы увидим, надо подождать еще месяца два-три.

Давайте остальные графики тогда посмотрим. Вот это 205-я, публичные призывы к терроризму. А здесь мы видим, что увеличилось. Как это можно объяснить?

Здесь два варианта. Либо просто ФСБ стало активнее работать, либо другой вариант, который нас больше беспокоит несколько, что смещается просто правоприменение от одних статей к другим. Статья 205.2 более тяжелая статья, чем 280.

Скажем, «Убивай такую-то нацию!», это может быть и призывом к возбуждению розни, 282, которая…

И призывом к терроризму.

Другие выпуски