«Князя Игоря» в постановке Любимова дают сегодня в Большом
Желнов: Премьера сегодня, это уже седьмая постановка по счету, которая пришлась именно на Большой театр, премьера оперы Александра Бородина, которая, как известно, состоялась в Мариинке в 1890 году, но с тех пор было много редакций оперы. Сегодня мы увидим редакцию в переложении Юрия Любимова. Это очень авторское произведение. Либретто сохранено, но с некоторыми изъятиями, за музыку отвечали композитор Павел Карманов и минималист Владимир Мартынов, при этом нельзя сказать, что это параллельная Бородину музыка, скорее, они отвечали за изъятие некоторых бородинских фрагментов, за подчищение, за придание постановке большей концептуальности, потому что сам режиссер Юрия Любимов, например, в интервью объяснял, что современному зрителю сегодня тяжело посмотреть 4 акта бородинской постановки, поэтому акта будет 2, и некоторые смысловые усиления есть, например, на фрагменте, когда происходит солнечное затмение и русские терпят поражение. Этот фрагмент Юрий Любимов усилил, осовременил. Сейчас рядом с нами художник-постановщик этой оперы Зиновий Марголин. Мы хотели бы у него спросить по поводу сценического решения. Много говорят об излишней актуальности постановки, наверняка, будет много критики. Как все будет выглядеть на сцене?
Марголин: Бессмысленно делать неактуальные спектакли. Это по умолчанию происходит. Невозможно сделать неактуальный спектакль. Мы же не можем сделать спектакль 20 или 19 века. Он соответствует тому, что мы придумали с режиссером. Ни о каком изъятии не идет речь. это действительно авторская редакция. Господин Карманов занимался просто купюрами. Там не дописано практически ни одной ноты, это все Бородин. Я думаю, декорации сделаны в стиле Юрия Любимова. Конечно, мне нужно было сделать так, чтобы ему было комфортно работать в этих декорациях. Юрий Любимов – создатель некоторого театрального стиля. Таких людей на белом свете единицы. Нужно было сделать так, чтобы это соответствовало его представлениям об этой опере. Поэтому мне было довольно тяжело, но мне кажется, мы с ним договорились. О том, как это выглядит, говорить глупо, потому что через полчаса все всё увидят, и уже кто-то видел. Она совершенно неактуализирована в смысле внешнего вида, она в стилизованных костюмах, стилизованных декорациях.
Желнов: Но это все равно минималистичное решение любимовское, которое мы знаем по театру на Таганке, либо оперный размах здесь присутствует?
Марголин: Любимов поставил 40 опер по всему миру, он несколько раз признавался лучшим оперным режиссером. У него есть определенный стиль, и навязывать ему в его положении некоторую другую стилистику… Это не похоже на классическую русскую традиционную оперу в Большом театре, но здесь были очень разные художники, очень разные интерпретации. Мне кажется, это имеет право быть в этом театре, потому что там есть некое решение и представление о том, что происходило. Любимову очень важно было донести всю историю. Он уже второй раз сюжетом «Слова о полку Игореве» занимается: он делал уже в Мариинском театре балет «Ярославна». Он сделал историю про то, как гибнет страна в междоусобье и как все виноваты, а не про хороших и плохих, про то, что все было сложнее гораздо. В этом его история.
Желнов: Главное, чтобы какая-нибудь комиссия думская не призвала, как в случае, как пересматривали Вторую мировую войну, чтобы тоже не сказали, что священный образ князя Игоря пересмотрен и выглядит не таким патриотичным.
Марголин: Он очень патриотичный и священный. Никакой думской комиссии Юрий Петрович не боится. Мне кажется, это даже в качестве анекдота невозможно обсуждать.
Генеральный прогон «Князя Игоря» уже был несколько недель назад. Наши коллеги снимали главную репетицию, поэтому скоро мы увидим, как это все выглядит в картинке, потому что сегодня, конечно, для журналистов ограничение – премьерный день.