Если законопроект примут, силовики будут читать почту абсолютно легально.
Руководитель юридической практики «Роскомсвободы» Саркис Дарбинян: В законе есть положение, по которому почтовые сервисы должны препятствовать передаче противоправной информации. То есть, для этого они должны быть наделены правом без решения суда залезать внутрь переписки и по сути получать доступ к содержимому писем, что является недопустимым и, конечно же, нарушает все возможные международные стандарты.
Зачем это нужно, и какие данные они собираются блокировать? Алексей Коростелев поговорил с одним из авторов законопроекта — сенатором от Астраханской области Александром Бакшиным.
Сенатор от Астраханской области, автор закона Александр Бакшин: Цель одна-единственная — это в случае необходимости идентифицировать, хотя бы попытаться, получить больше возможности в идентификации злоумышленников рассылающих ложные сообщения о минировании торговых центров, кинотеатров, школ, больниц, когда миллионы рублей и десятки тысяч людей сходит с ума от этого, от беспокойства, когда рассылаются злонамеренные, зловредные сообщения. Это может помочь правоохранительным органам выявить виновных лиц и обезопасить, защитить общество от них и не более того.
— То есть я правильно понимаю этот законопроект направлен против пиратства, пранкерства, против людей, которые…
Пранкерство, да. Пранкеры, которые разыгрывают. Но это еще не все. Законопроект дает возможность вам, как потребителю почтовых услуг, при вашем желании отказаться от получения нежелательной для вас корреспонденции. Ну, например мошеннические рассылки, различные виды назойливой рекламы.
— Смотрите, у меня сразу же два вопроса возникло. Во-первых, в электронной почте есть пометка «в спам» — соответственно, можно заблокировать конкретных отправителей, то есть сами почтовые сервисы обеспечивают мне определенный уровень защиты. Зачем тогда законопроект нужен?
Совершенно верно, не каждый сервис это обеспечивает, это все находится в возможных предложениях сервиса, он может это сделать и он, например, Mail.ru это делает, а другие сервисы возможно этого не делают из-за экономии, но это ваше право. Вы, в конце концов, можете уйти, естественно, в другой почтовый сервис, но я расширил бы это. Вы можете отправить только то, что вы уже хотя бы один раз получили. Согласны со мной? Я очень надеюсь, что этот закон поможет в этом случае вам.
— То есть, вы решили за меня, нужно ли мне получать «нежелательные сообщения»?
Если вы хотите, это в случае вашего желания, добровольно, вы подаете заявку оператору для того, чтобы не получать нежелательные сообщения. Вы лично.
Видимо, в Астраханской области две беды — пранкеры и спам. Что удивительно, ведь известные всем пранкеры Вован и Лексус до недавнего времени вели программу на НТВ, где дозванивались и обманывали политиков и знаменитостей, а Вован тут едва муниципальный фильтр на выборах в Мосгордуму не преодолел.
А если серьезно, то после новости о внесении законопроекта многие стали говорить о нарушение конституционного права на переписку. Вы не поверите, но даже Госдума обеспокоилась нарушением Конституции.
Председатель комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин: Обозначенный в законопроекте механизм ограничения пересылки запрещенной информации не оговаривает необходимость законности действий со стороны уполномоченного органа и может быть истолкован как произвольное внесудебное ограничение установленного Конституций права граждан на тайну личной переписки.
В этом комитете должны будут обсуждать законопроект и решать — принимать, менять или выбросить. Правда, когда Клишас и команда вносила свои предыдущие законопроекты о fake news и суверенном интернете, Левин тоже высказывался против, а дальше, поскрипывая и с сильными правками, закон принимался, и по ним сейчас мы живем.
Похожие постановление об идентификации месседжеров по номеру телефона правительство подписало 5 мая. Мессенджеры просто не пошли на контакт с сотовыми операторами, а сами операторы тоже вроде как постановление исполнять не торопятся — левую сим-карту без регистрации по паспорту до сих пор можно довольно легко купить. Журналисты издания CNews недавно провели эксперимент. Но сенатор Бакшин уверяет — закон так хорошо работает, что никто не замечает.
Сенатор от Астраханской области, автор закона Александр Бакшин: Нет, наоборот, это конституционный проект, на мой взгляд. Опять же, подчеркиваю, на мой взгляд. Поэтому у нас не возникало беспокойства, когда мы, например, регистрируя стационарный телефон, идентифицируем абонента по паспорту, к примеру. Либо когда мы полтора года назад ввели законом обязанности в интернет-мессенджерах идентифицироваться по номеру мобильного телефона. Хотя были, помните, переживания, беспокойства, волнения, сомнения, но, тем не менее, и с этим все тоже в порядке.
Исполнять закон, если его примут, будут сервисы электронной почты, то есть, «Яндекс», Mail.ru и так далее — и платить за инициативу Клишаса тоже придется им. Mail.ru это, видимо не устраивает, как и сама суть законопроекта.
Владимир Габриелян, Вице-президент и технический директор Mail.ru Group: Законопроект неуместен и избыточен: он предполагает существенные неудобства для пользователей и дискриминирует российских игроков рынка. Отечественные компании понесут дополнительные издержки, в то время как зарубежные игроки неоднократно игнорировали требования российского законодательства. Мы не видим предпосылок к тому, чтобы предложенные нововведения как-то изменили данную практику.
«Яндекс» пока не готов комментировать, но той же позиции придерживается и «Мегафон» — на минуточку, обе компании контролировались Алишером Усмановым, сейчас управление формально в руках менеджеров. Но сенатора Бакшина это не смущает — как и то, что и с Mail.ru, и с тем же «Яндексом» придется договариваться об исполнении закона.
Сенатор от Астраханской области, автор закона Александр Бакшин: Я могу сказать, что каждый человек имеет право на мнение. Это мнение человека
— Это мнение компании.
Он высказывает его в соответствии с Конституцией Российской Федерации и имеет право его высказать. И вы имеете право его высказать, опубликовать по поводу распространения информации. Это очень важно, что такая возможность есть.
Хотя до исполнения закона еще далеко, да и мера кажется избыточной — в принципе, у силовиков есть все, что нужно.
Руководитель юридической практики «Роскомсвободы» Саркис Дарбинян: Но если сказать справедливости ради, то по «пакету Яровой» большинство российских сервисов уже входят в список организаторов распространения информации. Это значит, что они уже и так должны хранить все данные, пользовательскую переписку и предоставлять круглосуточный доступ информации офицерам ФСБ.
С другой стороны, каждый законопроект про интернет, который вносят в Думу, кажется заведомо неисполнимым — и опыт принуждения идентификации по номеру телефона в мессенджерах в этом случае самый яркий пример.
Фото: Интерпресс/ТАСС