«Мы не должны допустить голода». Бизнес попросил ввести продовольственные карточки
В России прозвучала идея раздать продовольственные карточки наименее обеспеченным гражданам. Речь идет о проекте Минпромторга, который был ранее заморожен из-за отсутствия средств. О необходимости вернуться к этой идее говорится в заявлении руководителей организаций производителей и поставщиков продовольствия и объединений торговых сетей. Один из авторов обращения, глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин, рассказал об этой инициативе в эфире Дождя.
Сергей, я приветствую вас! Объясните, зачем это нужно. Зачем нужно вводить продовольственные карты?
Добрый вечер! Во-первых, хотел сказать, что идея обратиться с нашим воззванием к властям родилась в Союзе потребителей России, что очень важно, и производители поддержали. Действительно, проблема очень застарелая и требует решения.
Как мы наблюдаем, в последнее время особенно, в связи с тем, что на ряд продуктов питания по совершенно объективным причинам растут цены, власти начинают административными способами искусственно их стараться занижать. Иногда это угрозы прокуратурой, проверками, иногда это нерыночные какие-то еще механизмы, но в результате страдают фермеры, которые и без того сегодня получают доходы в два раза ниже, чем городские жители. При этом эти нерыночными низкими ценами должны пользоваться или могут пользоваться и богатые люди, состоятельные, и средний класс, не тот средний, который 17 тысяч, а настоящий средний класс.
Между тем во многих развитых странах, в том числе очень богатых, существует понятная и разумная система, справедливая система. Это система дополнительного питания, система адресной поддержки именно тех, кому не хватает элементарных калорий для того, чтобы прокормить себя и своих близких. Например, США, одна из богатейших стран мира, примерно 70 миллиардов долларов ежегодно тратит на эту программу, и в ней участвует более сорока миллионов американцев. Они не стесняются сказать, власти американские: «Это мы боремся с голодом».
У нас и без того, в общем-то, порядка двадцати миллионов граждан живет, согласно статистике, ниже прожиточного минимума, а сегодня, в теперешних условиях, когда, предыдущий репортаж это подтверждает, еще миллионы граждан потеряют полностью доходы, они, между прочим, кормили и своих родственников иногда, своим близким помогали, вопрос обеспечения базовыми продуктами питания тех, кто потерял доходы, у кого нет возможности сохранить, соответственно, и здоровье, и иммунитет, потому что они зиджятся на продуктах питания, собственно, поэтому мы должны вернуться к этой системе, когда именно бедные покупают продукты на дополнительную помощь от государства, а все остальные живут по рынку, так же как крестьяне по рынку покупают холодильники, стиральные машины и какие-то услуги.
Скажите, Сергей, вам кажется, что власти пойдут на эти меры? Если не ошибаюсь, эта идея, существовавшая какое-то время назад, была заморожена из-за того, что на это нет денег. По вашей оценке, насколько я понимаю, на финансирование проекта с мая до декабря нынешнего года потребуется 800 миллиардов рублей, карточки на сумму десять тысяч рублей ежемесячно смогут получать десять миллионов россиян.
Насколько сейчас вам кажется вероятным, что власти в ситуации, когда довольно неохотно они выделяют средства на поддержку различных отраслей или различных сфер, выделят такую огромную сумму, которую прежде они отказались выделять?
Во-первых, мы видим, что суммы, направляемые на решение текущих проблем, растут, и сегодняшняя вторая волна мер это подтверждает. Там, кстати, есть и меры, которые направлены именно на поддержку… Я не могу сказать, что материального благополучия, но сохранение хоть какого-то материального достатка у ряда категорий наших граждан.
800 миллиардов ― это в том случае, если ситуация затянется, бизнесы не смогут вернуться к работе. Мы даем минимальную сумму, чтобы люди просто не голодали, определенному количеству людей. Но это экстремальная ситуация. В нормальной, в обычной ситуации, если бы была принята программа Минпромторга и Минсельхоза несколько лет назад, то на поддержку незащищенных слоев населения по программе адресной продуктовой поддержки нужно было бы ежегодно выделять примерно 240 миллиардов рублей, то есть по одной тысяче рублей примерно на двадцать миллионов граждан.
Это не огромная сумма, напоминаю, а бюджет нашей уважаемой Москвы ― почти три с половиной триллиона рублей. Если государство заботится именно о тех, кто наиболее обездолен, кто испытывает настоящие трудности, что соответствует на самом деле и нацпроектам, демография, борьба с бедностью, безусловно, и доктрине продовольственной безопасности, 240 миллиардов в год ― это не такая огромная сумма.
Прошу прощения, я вас перебью. Мы с вами, к сожалению, оба знаем, как и все, наверно, что одно дело ― это нацпроекты и какие-то слова хорошие, другое дело ― как это реализуется. Как вы вообще реализацию мер поддержки, которые мы наблюдаем в последние четыре недели, три недели, оцениваете?
В первый этап я оценивал не очень высоко, потому что это были крайне скудные средства. Плюс это были кредиты, пусть они и беспроцентные, но кредиты, которые бизнесы должны возвращать, непонятно, из каких средств, потому что, я думаю, и экономисты согласятся, скорее всего, со мной, что часть бизнесов, часть товаров и услуг вообще будет не востребована в этой новой реальности. Поэтому это временная поддержка, но она будет угрожать устойчивости финансовой системы российского государства, потому что не факт, что после окончания всех этих коронавирусных наших проблем проблемы на нефтяном рынке и с доходами бюджета не скажутся в целом на экономике и на достатке, на располагаемых доходах граждан.
Поэтому я бы все-таки сделал больший акцент на поддержку именно населения, собственно, через зарплаты, сегодня президент сказал, это и есть поддержка населения с тем, чтобы само население решало, какие товары, услуги: салоны красоты или библиотеки, парки развлечений и все остальное ― нужны или им нужны просто продукты питания. Население должно решить само, и я бы, конечно, сделал больший акцент на поддержку тех, кто лишился последних средств, для того чтобы просто иметь пропитание. Мы не должны допустить голода. Продуктов в стране достаточно, этот ненужный ажиотаж, который был, и паника ― это была искусственная история. На самом деле Россия ― один из крупных экспортеров продовольствия в мире, поэтому здесь не нужно волноваться. А вот чего не будет хватать ― не будет хватать средств. Поэтому, я думаю, нужно поддерживать и бизнесы, но не забывать о гражданах.
Что ж, будем надеяться, что ваши слова услышат.
Фото: Киселев Сергей / Агентство «Москва»
Не бойся быть свободным. Оформи донейт.