Кандидата в президенты Чехии подвел национальный вопрос

26/01/2013 - 18:06 (по МСК) Лика Кремер

В Чехии сегодня проходит второй тур президентских выборов. Это первые в истории страны прямые президентские выборы. Победителями первого тура, прошедшего 11 и 12 января, стали бывший премьер-министр Милош Земан и глава МИД Карел Шварценберг.

Избирательные участки закрылись час назад, и в ближайшее время должны быть объявлены предварительные итоги голосования. С нами на прямой связи по скайпу из Праги обозревать русской службы радио «Свобода» Ярослав Шимов.

Кремер: Расскажите, как проходят выборы, появились ли первые результаты?

Шимов: Результаты появились, подсчет голосов идет очень быстро, буквально в прямом эфире Чешского информационного канала. Согласно этим результатам, пока побеждает с достаточно большим отрывом бывший премьер-министр Милош Земан,  у него около 57% голосов. У министра иностранных дел Карела Шварценберга 43%. Таким образом, об окончательной победе Земана говорить еще нельзя, поскольку по некоторым данным еще не посчитаны очень многие избирательные данные многих избирательных участков, в частности, в Праге, которая известна своей поддержкой Шварценберга, но победа Милоша Земана уже весьма вероятна.

Кремер: Все избирательные участки в Чехии электронные, судя по тому, что можно следить за результатами в прямом эфире.

Шимов: Да, я не большой знаток этих технологий, но, насколько мне известно, электронная система подсчета, позволяет очень быстро получать результаты, их обрабатывать и предавать огласке.

Кремер: А что за скандал разыгрался вокруг второго кандидата Карела Шварценберга буквально накануне голосования?

Шимов: Тут нужно уточнить, что именно имеется в виду, потому что скандалов было довольно много, кампания велась перед вторым туром в первую очередь со стороны штаба Милоша Земана.

Кремер: Обвинения в причастности к нацизму. Была куплена целая газетная полоса.

Шимов: Совершенно верно, появилась в самой популярной чешской бульварной газете реклама на целую полосу, причем, что является нарушением законодательства, не было указано, кто подал эту рекламу. Она не смотрелась как реклама, а как агитационный плакат с перечеркнутым знаком с изображением Шварценберга, и там содержался ряд утверждений, не соответствующих действительности, в частности, в связях Карела Шварценберга с немецким землячеством. Это организация немцев, которые жили когда-то в Чехословакии, и их потомков, и были изгнаны после Второй мировой войны. Вообще я был изрядно огорчен тем, насколько педалировалась национальная и националистическая тема в ходе этой предвыборной кампании, поскольку Карел Шварценберг по происхождению австрийского княжеского рода, хотя он прекрасно говорит по-чешски, он здесь родился. Исторические отношения у чехов с немцами непростые. Они педалировались в большей мере, чем было бы пристойно.

Кремер: То есть если сейчас Шварценберг проиграет, одной из главных причин его проигрыша будет его происхождение?

Шимов: Это будет одна из причин, я не могу сказать, что она будет самой главной. Второй очень важной причиной будет то, что он является членом крайне непопулярного нынешнего правительства. Он за экономическую политику непосредственно не отвечает, но нынешнее правительство – пестрая правоцентристская коалиция – действительно непопулярно, проводит жесткие финансовые реформы, что уже вызывает протест у многих слоев населения. С другой стороны, все время какие-то мелкие и более крупные коррупционные скандалы, которые сделали это правительство действительно непопулярным. Шварценберг – одна из фигур, которая пользовалась популярностью у значительной части общественности, но сам факт его присутствия в этом кабинете сыграл негативную роль.

Кремер: Это первые в истории Чехии прямые президентские выборы. Как выбирали президента в Чехии раньше?

Шимов: Раньше его выбирали парламентарии – члены обеих палат парламента на общем собрании в несколько туров. Обычно выдвигали кандидатов партии, представленные в парламенте, но не только. Всегда речь шла о неких договоренностях между партиями или о том,  кто на данный момент располагал реальным большинством в парламенте. Это давняя традиция, она была и в Чехословакии с 1918 года, когда страна появилась на карте Европы,  и только накануне этих выборов произошли конституционные изменения, и гражданам дали право избирать президента напрямую, что вызывало у некоторых политологов возражения, поскольку прямые выборы предполагают более серьезные полномочия президента, в то время как полномочия чешского президента скорее представительские, чем властные.

Кремер: Есть какой-то особенный ажиотаж среди избирателей в связи с тем, что это первые прямые выборы?

Шимов: Был ажиотаж и весьма серьезный. Я в Чехии живу давно, но не настолько давно, чтобы помнить Бархатную революцию, но я слышал такие отзывы, что чуть ли не с тех времен общество не знало такого политического возбуждения. Сам принцип прямых президентских выборов, когда избирателю нужно выбирать между личностями, он больше притягивает избирателей, нежели выбор между партиями. Эта ситуация действительно породила всплеск интересов к политике, к дебатам.

Также по теме
    Другие выпуски