Как старые и новые европейцы встречают новых союзников ЕС
Тем временем журналисты и политологи, которые следили за саммитом в Вильнюсе, заметили отсутствие энтузиазма у лидеров стран-основателей Европейского союза. Канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что «дверь в Европу остается открытой. Никаких временных ограничений нет».
Больший энтузиазм в сближении Украины с Европой проявляют страны Балтии, а также Польша и Швеция. Президент председательствующей сейчас в ЕС Литвы Даля Грибаускайте на встрече с журналистами заявила: «Считаю, что на сегодняшний день украинское руководство выбрало путь, который ведет в никуда». Игорь Севрюгин проанализировал высказывания лидеров стан Евросоюза.
Европейские СМИ очень много пишут о ситуации, которая сейчас складывается вокруг Евросоюза, Украины и России. Большинство европейских политологов напоминают, что ЕС пошел на сближение еще в 2009 году, когда утвердил программу «Восточное партнерство» с шестью странами. Все они — бывшие республики СССР. Это Белоруссия, Украина, Молдавия, Грузия, Армения и Азербайджан. В 2010 году Евросоюз даже инвестировал в эти страны 2,5 миллиарда евро на борьбу с бедностью, приведения законов под нормы ЕС, на создание демократических институтов.
Но такой щедрый подарок оценили не все страны. В частности Белоруссия вступила в Таможенный союз, а Украина вообще приостановила процесс интеграции с ЕС. И об этом в европейском союзе помнят, однако на Украину не обижаются. Президент Франции Франсуа Олланд перед началом заседания саммита Восточного партнерства в Вильнюсе заявил: «Партнерство ЕС и Украины остается действующим. Но перспектива ассоциации зависит от украинцев. С нашей стороны двери для них всегда будут открыты, однако при условии, что они сами этого захотят».
Такой же позиции придерживается и канцлер Германии Ангела Меркель. «Дверь в Европу остается открытой. Никаких временных ограничений нет», — заявила она. Немецкие журналисты называют Украину самым крупным яблоком раздора между, которое может перерасти в новую форму железного занавеса между Россией и Евросоюзом.
Многие европейские политологи и журналисты зявляют о том, что Украина все‑таки очень сильно связана с Россией и пока не может принять решение самостоятельно.
Джульетто Кьеза, журналист: Россияне утверждают, что подписание соглашения об ассоциации свободной торговли с ЕС нецелесообразно для Украины. У них, конечно, есть разные причины для этого. Цифры говорят ясно: Украина и Россия являются партнерами с давних пор. Даже падение Советского Союза не помешало их отношениям. На самом деле, российские и украинские отрасли были всегда взаимосвязаны, но в вопросе об ассоциации с Евросоюзом нужно решать, конечно же, Киеву, и не смотреть на Москву.
О том, что Украина тесно связанна с Россией, говорила сегодня и канцлер Германии Ангела Меркель. После встречи с Януковичем она поделилась с журналистами данными, которые ей привел президент Украины. 50% украинской торговли связано с Россией и странами Таможенного союза, а 45% — с ЕС. Потому, по мнению Меркель, с кем оставаться, решать уже самому Киеву.
Как видим, в таких комментариях европейских лидеров отсуствует энтузиазм. В то время бурную и жаркую дискуссию можно наблюдать в комментариях новых членов Европы.
Маттео Винклер, профессор университета Баккони: Страны Балтии были частью Советского Союза. Через какое-то время они вошли в Евросоюз. Вошли, надо сказать, очень рано, поэтому сейчас они хотят показать, что они полноправные члены. Они заболели политикой – можно и так сказать, и сейчас демонстрируют это. Возможно, они хотят создать внутри Евросоюза свою негласную ассоциацию из стран бывшего СССР, поэтому тянут туда Украину.
Как добавил собеседник ДОЖДЯ профессор Университета Баккони Маттео Винклер, отсутствие энтузиазма у Ангелы Меркель, Франсуа Оланда и Энрико Летты объясняется тем, что сама Европа сейчас переживает не лучшие экономические времена и сможет ли она потянуть еще 45 миллионов украинцев, непонятно.
Ярыми сторонниками евроинтеграции являются прибалтийские страны, а также Польша и Швеция. Остальные же страны еще ломают голову над вопросом, куда должна идти Европа и как развиваться — в ширь и обрастать новыми странами или же вглубь и при этом решать экономические проблемы.