Как проходил суд о геноциде советского народа в Ростове-на-Дону и какие к нему вопросы у историков
Ростовский областной суд начал рассматривать заявление прокурора области о признании действий фашистов на Дону геноцидом. На процессе не было сторон обвинения и защиты. Уголовное дело по массовым расправам над населением Ростовской области в годы войны возбудили еще летом 2020 года. Поводом стало обнаружение новых массовых захоронений, но расследование еще идет. В эфире Дождя обсудили процесс с Аллой Гербер, президентом российского фонда «Холокост», и Еленой Романовой, корреспондентом «Новой Газеты» в Ростове‑на‑Дону.
Алла Гербер, президент российского фонда «Холокост», отметила, что судебный процесс по делу о геноциде советского народа в Ростове-на-Дону — не первый и, очевидно, не последний (первым было дело о массовых убийствах в районе деревни Жестяная Горка Новгородской области). По ее словам, это не частная или региональная инициатива, а государственная, идущая сверху.
Почему этот судебный процесс начался в России спустя почти 80 лет после окончания Второй Мировой войны? «Главная тема нашей сегодняшней жизни — это прошлое, Великая Отечественная война, ее героизм и действительно трагические жертвы, ее победы и воодушевление <...> — всё это стало темой для героизации того времени, главным участником и героем которого была война», — объясняет Анна Гербер.
Во время Холокоста нацисты уничтожили 6 млн евреев, напомнила Гербер. «Евреи и цыгане действительно пострадали от нацистов, но наша власть решила, что эта прерогатива несправедлива, потому что во время Великой Отечественной войны на нашей территории так или иначе страдали все оккупированные народы — это было страдание войны, очень мучительное и тяжелое, особенно для тех, кто был угнан», — говорит Гербер.
«Змиёвская балка в Ростове-на-Дону — это наш российский Бабий Яр», — говорит Алла Гербер. Это место самого большого массового уничтожения евреев на территории РСФСР: в августе 1942 года в Змиёвской балке было уничтожено около 27 тысяч человек, большинство из них евреи. Сегодня установлено большое количество имен погибших евреев, которые переданы в израильский Яд ва-Шем, рассказала глава фона «Холокост».
Елена Романова, корреспондент «Новой газеты», поделилась с Дождем подробностями сегодняшнего судебного заседания. По ее словам, в областном суде Ростовской области предприняли беспрецедентные меры безопасности: на входе в здание было много сотрудников спецслужб в обмундировании, с собаками. Процесс широко анонсировался, его ждали и в последние два года внимательно следили за тем, как поисковые группы устанавливают все новые и новые места массовых захоронений жертв фашистов в городах Ростовской области — в Новошахтинске, Миллерово, Сальске, рассказала Романова.
Прокурор Ростовской области выступил с заявлением и попросил суд юридически закрепить факт преднамеренного уничтожения жителей Ростовской области немецко-фашистскими захватчиками в период Второй Мировой войны. Обвинение выступало от лица Российской Федерации, то есть прокурор потребовал дать юридическую оценку этому факту в интересах РФ и неопределенного круга лиц, пояснила корреспондент «Новой газеты». «Речь идет о родственниках тех, кто был погребен в этих многочисленных захоронениях. Фамилий конкретных обвиняемых сегодня не прозвучало, но это немецко-фашистские захватчики, которые, действуя преднамеренно во время первой и второй оккупации Ростова, уничтожали советских людей – „славян, евреев, цыган и другие национальности, населявшие территорию Советского Союза“, — процитировала слова прокурора Елена Романова.
На заседании присутствовали две жительницы Ростова-на-Дону 1926 года рождения, которые в период оккупации были угнаны на принудительные работы в Германию. На суде одна из них рассказала, как в августе 1942 года в городе было организовано массовое уничтожение еврейского населения. «Она знала о том, что евреев сгоняют в здание техникума возле Нахичеванского рынка; видела, как их знакомая пожилая женщина везла в тачке свою маму и вела маленьких девочек в пункт сбора, куда сгоняли всех евреев, а потом их увозили, расстреливали и закапывали в Змиёвской балке, — передает журналистка. — Прокурор настаивал на том, что этой женщине были причинены серьезные физические и морально-нравственные страдания. На этом основании можно говорить о том, что когда немцы пришли в Ростов-на-Дону, то речь шла о тотальном уничтожении всех советских граждан для последующей колонизации территории Советского Союза и заселении ее немцами».
Фото: Pixabay