Как «Правый сектор» победил не в Украине, а в Европе

29/05/2014 - 00:29 (по МСК) Анна Монгайт, Михаил Зыгарь

Европу занесло на правом повороте. После успеха ультрарадикальных партий на выборах в Европарламент лидеры стран ЕС придумали, как не дать прийти к власти националистам, и отложили процедуру избрания главы Еврокомиссии. 

Еще вчера казалось, что выход найден: Ангела Меркель, Николя Саркози и другие главы стран ЕС согласились на компромиссном кандидате на этот пост еврочиновника со стажем Жана Клода Юнкера. Но сегодня от его кандидатуры неожиданно решили отказаться. Еще несколько часов назад Юнкер считался наиболее вероятным кандидатом на пост главы Еврокомиссии. Несмотря на успехи конкурентов, евроскептиков и националистов и потерю четверти мест, большинство в новом парламенте займут именно консерваторы, сторонники единой Европы – Европейская народная партия. У них 213 мест из 751.

Жан Клод Юнкер – их лидер, ему и карты в руки. Новые депутаты его кандидатуру уже поддержали. К тому же ближайший конкурент – немецкий левый, лидер Прогрессивного альянса демократов и социалистов, Мартин Шульц, сначала фактически признал поражение и право Юнкера возглавить высшей орган исполнительной власти ЕС. Потом, правда, сдал назад и решил бороться за пост. Бывший премьер-министр Люксембурга давно значится в списках. Ведь он – идеальный кандидат, главный еврооптимист, апологет идеи федеративного государства «Соединенные штаты Европы», автор основополагающего Маастрихтского договора о создании Евросоюза, архитектор еврозоны, человек, который знает, как работает Евросоюз, изнутри.

Жан-Клод Юнкер, кандидат на пост председателя Еврокомисссии: Крайне правые партии, несмотря на заявления некоторых СМИ, не победили. Во всех странах победили проевропейские силы. Смотрите, если сложить все результаты социалистов, либералов, зеленых и христианских демократов, то большинство голосов получается все-таки в пользу Европы.  

Но Юнкер может и не стать главой Еврокомиссии. Его кандидатуру не поддержали некоторые лидеры стран ЕС на экстренной встрече — в том числе Ангела Меркель. Германия вместе с Великобританией настаивают на консультациях и дебатах по кандидатурам. Поспешных выводов в такой ситуации делать не стоит, а решение за ними, за лидерами, мнение депутатов лишь учитывается. Поэтому выбирать главу Еврокомиссии могут еще долго.

Панику вызвал успех праворадикальных партий и евроскептиков. Их в новом парламенте будет почти вдвое больше. К ним придется прислушиваться. Все остальные – консерваторы и социалисты – голоса потеряли. И хоть все это при средней явке всего 43 процента, данные показательные.

И дело даже не в Европе — пока эти выборы повлияли больше всего на ситуацию на местах. Ведь каждая страна голосовала отдельно, а соответственно это был очередной тест на настроения внутри. Взять хотя бы Франци: там все шокированы победой «Национального фронта». Впервые в истории страны Марин Ле Пен набрала больше всех голосов – 26 процентов, у нее теперь 25 из 74 мест Франции в Европарламенте. Больше чем у бывших победителей французских правоцентристов из «Союза за народное движение» и социалистов.

Теперь новая Жанна д’Арк (с ней она себя ассоциирует) может стать лидером евроскептиктов в новом составе Европарламента. Ле Пен победила с лозунгами «Нет – Брюсселю, да – Франции!»  готова идти против еврочиновников напролом. Результаты беспрецедентные. Но главное, что теперь выходит, что Ле Пен – реальный кандидат на президентское кресло в 2017 году. И вот что она сделает, если станет главой республики.

Марин Ле Пен, лидер Национального фронта (Франция): Уже через полгода я организую референдум по выходу Франции из состава Европейского союза. Перед этим я встречусь с еврочиновниками и скажу им, чтобы французам вернули их законный монетарный суверенитет, независимость от евро, территориальный суверенитет, то есть выход из Шенгена, экономический суверенитет, то есть реализация политики протекционизма, законодательный суверенитет, наконец, когда французская Конституция и наши законы главенствуют над европейскими. И уже после этого я попрошу французов выйти из союза. 

Во Франции этих выборов не зря боялись. Левые СМИ типа Liberation буквально призывали: «Голосуй или проиграешь», пугали националистической угрозой. По такому случаю снова дал о себе знать бывший президент Николя Саркози, главный конкурент Ле Пен. Он  написал передовой материал в политический еженедельник Le Point. Заголовок – «Европа или провал». Посыл понятен: только единая Европа безопасна, только она обеспечит мир и процветание. Евроскептики у него сравни национал предателям. И вот реальные итоги: после поражения глава правоцентристов, соратник Саркози, Жан Франсуа Копе ушел в отставку, в том числе из-за скандала из за махинаций во время последней предвыборной кампании Саркози. Таким образом, Саркози теряет шансы баллотироваться в 2017. А в выигрыше снова она —  Ле Пен.

Вот еще один триумфатор евровыборов – британские сторонники независимости, ультраконсерваторы из партии UKIP, «Партия независимости Соединенного королевства» и их лидер Найджел Фарадж. Эта сила набрала рекордные 30 процентов, больше чем у консерваторов и лейбористов. В их программе – тоже выход Великобритании из Евросоюза, ужесточение иммигрантского законодательства. Поэтому Марин Ле Пен уже предложила им создать коалицию, чтобы блокировать решения безумной евромашины. С ними же могут объединиться австрийские националисты, венгры из радикальной партии «Йоддик», датская народная партия. И хоть идеологии разные, зато основа одна – сопротивление евроинтеграции.

Но и здесь причина успеха во внутренней политике. В Великобритании на носу выборы, «Независимая партия» отбирает голоса у правящих консерваторов, которые тоже почувствовав тренд затеяли референдум по выходу страны из ЕС. После евровыборов UKIP – серьезный игрок. И правящие консерваторы вынуждены уважительно комментировать успех ультраправых и тщательно подбирать слова.

Уильям Хейг, министр иностранных дел Великобритании: Это очень важный результат, мы должны прислушиваться к голосу наших граждан. В нашей стране возникли гнев и тревога по многим вопросам, как и других европейских государствах. На это мы должны отреагировать и предложить варианты решения проблем, выработать долгосрочный экономический план развития. Мы должны дать выбрать нашим гражданам, быть или не быть с Европой. Вот программа консервативной партии на ближайшие годы.

Правый поворот символично ударил и по сердцу единой Европы, по Бельгии. Страна, которая вот уже который год переживает политический кризис из-за национальных противоречий, снова в огне. Коалиционный премьер министр социалист из Валлонии Элио ди Рупио подал в отставку по итогам выборов в Бельгии. Там оглушительную победу одержали фламандские националисты. Теперь королю снова предстоит искать компромиссную кандидатуру. А Брюссель опять без власти.

И это очень символичная ситуация. Прошедшие выборы показали: во время кризиса жители ЕС разочаровались в своих традиционных властях. Вот же ирония судьбы: «Правый сектор» победил не в Украине, а в Европе. В смутные времена популистские лозунги радикалов оказались ближе сердцу. Вопрос, как долго все это продлится? Как пишет Николя Саркози, теперь все зависит от крупнейших евродержав – Германии и Франции. Только их выверенная общая политика по вопросам иммиграции и экономики сможет как-то успокоить взволновавшихся граждан Евросоюза.

Другие выпуски