Как новый Остап Бендер обманул Чемезова
А её итоги заставили сегодня главу госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова обратиться в прокуратуру с требованием расследовать ситуацию. Как обмануть ведущие деловые СМИ, тысячи инвесторов и заработать на этом миллионы рублей? Об этом наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.
Пархоменко: «Это какая-то уголовщина чистой воды», – заявил сегодня Сергей Чемезов журналистам, комментируя удивительную траекторию изменения цены акций АВТОВАЗа на московской бирже, которую все могли наблюдать в конце прошлой недели. Но обо всем по порядку.
Две недели назад альянс Renault-Nissan и «Ростехнологии» объявили о сделке, в результате которой контроль в АВТОВАЗе получает французско-японская группа. Зачастую такие сделки сопровождаются предложением, а точнее офертой для миноритарных акционеров о выкупе их акций. Именно этим фактом и решили воспользоваться пока официально неустановленные злоумышленники.
20 декабря на страницах газеты «Ведомости» на правах рекламы появляется сообщение от имени АВТОВАЗа о выкупе бумаг. Предложение действовало до 21 января и предлагало акционерам совершенно фантастическую премию – более 60%. Как позже выяснили сами «Ведомости», рекламу заказала некая компания «Фаворит» и ее замгендиректора Михаил Мыкало. Что интересно, видимо для пущей убедительности, в тот же день целую полосу газеты «Коммерсант» занимала реклама некой компании «Лада Фаворит», которая представлялась официальным дилером завода и предлагала цены на 15-20% ниже конкурентов. Добавим к этому сообщение на ленте агентства «Интерфакс» и наживка сработала. Рост стоимости акций АВТОВАЗа начался с самого утра. Одновременно начался резкий рост объемов торгов, к концу дня он превысил обычные показатели в десятки раз. К полудню рост стоимости акций уже достиг 25%. И это пик. В след за ними «Интерфакс» аннулирует свое сообщение. Спекулянты еще пытаются поддержать цену, но далее после опровержения, котировки окончательно обваливаются до своих обычных показателей. Участники рынка, с которыми мне удалось сегодня пообщаться, остались недовольны действиями АВТОВАЗа, который мог бы гораздо быстрее сообщить об обмане. Однако на самом АВТОВАЗе считают, что сработали достаточно оперативно.
Игорь Буренков, директор по внешним связям "АвтоВаза": Мы довольно оперативно среагировали, объяснили и нашим миноритарным акционерам, и нашим потенциальным покупателям, что вся информация, которая появилась в электронных СМИ и печатной прессе, оказалось ложной, несоответствующей действительности. Примерно через два часа дали опровержение, потому что нам требовалось получить информацию о том, что на самом деле произошло, потому что надо было в ситуации разобраться.
Основными жертвами этой мистификации стали обычные, частные инвесторы. Все крупные игроки, к счастью, на утку не купились и перепроверили информацию в самой компании. В итоге за несколько часов организаторы манипуляции могли заработать до 15 млн рублей. Впрочем, скорее всего, эта сумма меньше, считает Борис Блохин из брокерского дома «Открытие». По его словам, для того, чтобы эта афера сработала помогло сразу несколько факторов.
Борис Блохин, аналитик брокерского дома «Открытие»: Тем, кто делал эту акцию, сыграло на руку то, что за последний год инвесторы, клиенты, брокерские компании привыкли к офертам и выкупам. Раньше это было бессмысленная вещь, но с учетом того, что рынок стоит на месте уже какое-то продолжительное время, начинается слияние и поглощение, мы уже знаем, что был обратный выкуп акции "Норникель", скорее всего, именно это сыграло в то, что люди поверили. Они слышали от одних своих друзей, что те заработали здесь, другие - там, и тут вдруг им приходит такая новость.
Ну и наконец, главный герой этой истории. Михаил Мыкало, который по данным прессы, был организатором этой истории. А кроме рекламы, кстати, он еще и успел создать целый сайт для своего псевдо-дилера. Нигде ранее его имя в прессе не всплывало. В АВТОВАЗе мне также заявили, что слышат это имя впервые. Первыми с ним удалось связаться «Ведомостям». Им он сообщил, что провернул эту схему лишь по той причине, что ему, как патриоту, обидно, что АВТОВАЗ стал принадлежать иностранцам. Он уверяет, что ничего с этой аферы не заработал, а хотел лишь наказать менеджмент завода. Сегодня его телефон уже выключен. Судя по телефонному коду и записи автоответчика Мыкало сейчас находится в Испании.
Впрочем, остальные участники этой истории не согласились с тем, что это просто шутка. Кроме «Ростехнологий», в правоохранительные органы обратился АВТОВАЗ. Проверку уже начала Федеральная служба по финансовым рынкам. По мнению юристов, даже если Мыкало действительно ничего не заработал, то он может понести наказание в виде штрафа за распространение заведомо ложной информации и даже сесть в тюрьму, если кто то из инвесторов докажет нанесенный ему ущерб.
В целом же это невероятно показательная и я бы сказал демонстративная история о том, насколько пока слабо защищен российский фондовый рынок от подобных манипуляций. И это отличная возможность для ФСФР показать, что она способна с такими ситуациями справляться.
В студии ДОЖДЯ Игорь Костиков, бывший глава Федеральной комиссии по ценным бумагам, председатель совета ФинПотребСоюза.
Макеева: Слышали ли когда-нибудь о чем-то подобном?
Костиков: Это выглядит комично, но удивительно то, что СМИ, которые публиковали эту информацию и которые обязаны ее достоверность проверять, не проверили. Проверить-то ее было просто.
Казнин: Это же реклама.
Костиков: Это не просто реклама. Это реклама регулируемая, в соответствии с законом о рынке ценных бумаг они должны были ее проверить – позвонить в «АвтоВаз» и спросить, действительно ли существует такое предложение. И для этого не надо было никого искать, что реально стоял за этой информацией.
Казнин: В суде Мыкало может сказать, что он ни причем?
Костиков: В суде – это уже другая история. Я считаю, что тут недоработка СМИ, возможно, ФСФР надо задуматься на эту тему и все-таки подчеркнуть ответственность за достоверность информации. Мы с вами понимаем, что у нас и по другим вопросам СМИ не всегда бывают корректны, тут просто это сыграло на руку мошеннику. А сейчас мы говорим о том, что он пошутил, или что он патриот…
Макеева: Может ли быть, что этот патриот, находящийся сейчас где-то в Испании, действовал исключительно из моральных соображений?
Костиков: С учетом убытков, которые сейчас подсчитаются, думаю, это маловерятно. Думаю, надо посмотреть, кто больше всего выиграл от этой операции. Это возможно. И с учетом вполне справедливого обращения Чемезова в прокуратуру на возбуждение уголовного, думаю, в рамках следствия это можно будет доказать, подсчитать и убытки, найти тех, кто реально получил выгоду от этой операции. Я думаю, такие люди есть. Если кто-то потерпел убыток, то есть и те, кто выиграл.
Макеева: Можно ли говорить о том, что это было разовое мошенничество, и больше никто на эту удочку не попадется?
Костиков: До принятия поправок по манипулированию в законодательство, которые вступили в силу в ноябре 2009 года, мы еще в свое время их первый раз внесли, но они не функционировали, я думаю, это будет все меньше и меньше. До этого всем было известно, что на нашем рынке манипулирование – хоть и недобросовестная практика, но вполне та, которой пользуются участника рынка.
Макеева: Бывали ли случаи подобных громких объявлений?
Костиков: Такого, наверное, не было. Это похоже на ситуацию из «12 стульев», вернее «Золотого теленка», тем более, что когда автор этой всей истории заявляет о том, что просто хотел пошутить. Но последствия-то серьезные. И когда мы говорим, что кто-то сманипулировал в таком объеме, то не только частные инвесторы попались на этой сделке. Это же и индексы поползли, индексные фоны. На самом-то деле ущерб достаточно большой.
Казнин: Схема простая. Есть ли хоть кто-нибудь, кто наказан был по подобным мошенничествам?
Костиков: Наказанных не было по манипулированию на рынке ценных бумаг. В августе этого года было возбуждено уголовное дело, но пока результатов этого дела нет. И первыми должны были возбудиться по этому поводу финансовый регулятор и биржа, а не «Ростехнологии», которые в какой-то степени являются пострадавшими.
Макеева: Масштаб значительный, но вряд ли можно сказать, что Мыкало – наш Жером Кервель?
Костиков: Когда до меня дошла информация об этой ситуации, кроме хохота она ничего не вызвала, потому что человек сам себя поставил – с учетом понимания, как отслеживаются сегодня денежные потоки – под уголовное дело. Зачем ему это нужно было? Кроме как желания заработать, тем более, если он сбежал в Испанию. В Испании манипулирование ценами тоже является уголовным преступлением, и я думаю, что если следствие докажет, что это было манипулирование, то испанское правосудие легко его выдаст обратно России.