Как начались праймериз «Единой России» и зачем на самом деле нужна была Юлия Волкова

Открытое и демократичное голосование — так презентует свои праймериз перед выборами в Госдуму «Единая Россия». Они стартовали накануне и, по данным партии власти, привлекли интерес миллионов избирателей. Действительно ли это так и зачем «Единой России» устраивать предварительное голосование — рассказала Валерия Ратникова.

Праймериз «Единой России» — что это и зачем это нужно?

Предварительное голосование за кандидатов из партии власти в России мало похоже на праймериз, например, в Соединенных Штатах, у нас нет дебатов между желающими пойти на выборы, нет и такого интереса общества к этому.  

В этом году праймериз проходит в основном онлайн (по официальной версии, из-за ковида). Кандидаты (и члены партии, и беспартийные) заранее подают документы для участия. Выборщики регистрируются через Госуслуги и mos.ru, на специальном сайте изучают профайлы кандидатов. С 24 по 30 мая они смогут выбрать тех, кто им больше понравится.

Окончательное решение по претендентам на выдвижение принимает съезд партии, который пройдет 19 июня. В списке должно оказаться до 400 кандидатов от «Единой России» и кандидаты по одномандатным округам.

Зачем все это? В первую очередь за тем, чтобы о «Единой России» и ее кандидатах заговорили задолго до официального старта избирательной кампании в Госдуму. Билборды, баннеры, плакаты по всей стране, законная агитация до того, как ее могут начать другие партии, не проводящие праймериз, и комплиментарные сюжеты на федеральных каналах — с рекламой отдельных кандидатов.

Рейтинг «Единой России» среди всех парламентских партий самый высокий — 27%. 12% у ЛДПР, 10% у КПРФ (по данным «Левада-центра»*). Но для партии большинства этот рейтинг низкий и год от года падает.

В первые четыре часа от старта процедуры сайт праймериз упал, якобы не был рассчитан на такую большую нагрузку. И правда — по данным «Единой России» в праймериз должны участвовать более шести миллионов выборщиков и более 7,5 тысяч кандидатов. Правда, едва ли широкому избирателю (а всего голосовать могут более 110 миллионов человек) процедура праймериз может быть интересна.

«Типичные единороссы в глазах среднего россиянина — это такой чеховский „человек в футляре“ — типичный чиновник, закрытый от людей, равнодушный к их нуждам, озабоченный собственным благополучием, собственным карманом и собственной карьерой, осторожный, трусоватый, такой человек, который дерет глотку по поводу любви к Родине, а при этом в этот самый момент запускает руку в карман к этой самой Родине, и именно поэтому рейтинг „Единой России“ и падает», — высказал мнение политолог Аббас Галлямов. 

Отсюда цель праймериз — показать, что кандидаты народные. Помимо селебрити (вроде Дениса Майданова, Евгения Попова и еще пары сотен уже действующих депутатов, которые решили избираться вновь) здесь и учителя, и спортсмены, и общественники, и врачи с волонтерами (их, говорят, треть среди всех кандидатов) — герои пандемии. Один из фаворитов гонки — Татьяна Буцкая, которая соединила в себе почти все. Она и эксперт Общероссийского народного Фронта, и врач-педиатр, и создатель организации «Совет матерей».

«30-34% обновления будет наверняка. Это возможность проявить новые лица, также это возможность предъявить „Единую Россию“ не как партию чиновников, а как партию, которая выдвигает представителей социально одобряемых профессий. Я не думаю, что будет много сюрпризов, полагаю, что выиграют свои, заведомо известные, те на кого и ставили, потому что на них будет работать буквально все, но сюрпризы возможны. По моим оценкам, каждый четвертый округ конкурентный», — рассказал Константин Калачев. 

И хотя, как говорит политолог и политтехнолог, раньше работавший в «Единой России», Константин Калачев в отдельных избирательных округах, действительно, есть конкуренция. Образцовые кандидаты, очевидно, заранее согласованы и продвигаются в подконтрольных медиа чуть ли не с февраля. Например, телеведущий Тимофей Баженов с зимы этого года еще и предводитель собственного экологического движения. В Бабушкинском одномандатном округе у него больше десяти конкурентов, но ни об одном из них так часто, как о Баженове, городские СМИ не пишут.

Есть среди кандидатов и не такие однозначные, социально одобряемые персонажи — от Ивановской области идет экс-солистка «t.A.T.u.» Юлия Волкова. Ее первые предвыборные ролики вызвали настолько бурную реакцию, что кандидатке даже пришлось записывать ответ всем хейтерам.

И хотя источники «Медузы»* в партии говорят, что выдвижение Волковой — ее собственная инициатива, политтехнолог Константин Калачев предполагает, что и эта скандальная фигура может работать на повышение интереса к праймериз.

«Естественно в Госдуму может быть Юлию Волкову не очень-то и зовут, а через ее участие в праймериз напомнить о предварительном голосовании и том, что там могут быть самые разные фигуры, показать широту взглядов, показать, что „Единая Россия“ не боится никого и ничего, в том числе и тех, кто когда-то пропагандировал однополые связи — почему бы и нет», — сказал Константин Калачев. 

Еще один известный способ повысить интерес к любым выборам — пусть и внутрипартийным — принуждение. На принуждение жалуются бюджетники по всей стране, судя по соцсетям и СМИ. Профсоюз учителей обратился к Дмитрию Медведеву из-за жалоб на принуждение к регистрации на праймериз, о подобных случаях пишут региональные СМИ. А источники «Медузы» в партии говорят, что региональным властям поступила рекомендация — явка на праймериз не ниже 10-15%.

«Сигналы приходят из абсолютного большинства регионов о том, что происходят принуждения бюджетников. Существует машина по мобилизации административного электората. Она применяется на всех крупных федеральных выборах и исходит от самого центра — от администрации президента и вплоть до самых маленьких населенных пунктов. Для системы нынешние праймериз носят две ключевые задачи — это тренировка и проверка своих возможностей перед предстоящими сентябрьскими выборами, то есть сколько они смогут мобилизовать, в том числе и на новой форме электронного голосования, а также показать массовость поддержки партии  это своеобразная форма агитации и популяризации», — рассказал член совета движения «Голос» Давид Канкия. 

В самой «Единой России» говорят, что партии не выгодно подделывать голосование — им нужно увидеть реальную картину и мобилизационные способности своих кандидатов. Впрочем, независимых наблюдателей за праймериз нет, итоговое решение примет съезд партии 19 июня, на нем кстати выступит Владимир Путин. Ведь партия власти так или иначе — прежде всего партия президента России, как бы это не влияло на ее рейтинг и доверие к предварительному голосованию.

По решению Минюста России «Левада-центр» включен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

*По решению Минюста России «Медуза» включена в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента

Фото на превью: Александр Коряков / Коммерсантъ

Другие выпуски