Как главный таможенник Круглов заработал свои миллионы
При этом в решении суда говорится о сомнительных источниках этого богатства. О том, как работала таможня в 90-е, наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.
Пархоменко: Спор, в ходе которого вскрылись интересные факты из биографии Анатолия Круглова, касался кредита на 37,5млн долларов. Эти деньги принадлежали бывшему главе российской таможни. Тот передал их в управление инвестбанкиру, который выдал из них заем известному бизнесмену Шалве Чигиринскому. С Чигиринского теперь и пытается взыскать эти 37,5млн долларов Анатолий Круглов. Английский судья Питер Рот принял сторону бывшего российского таможенника, но в тексте своего решения упомянул о сомнительном происхождении его состояния. Вот что говорится в этом заявлении: «Он имел возможность использовать свое положение во время распада Советского Союза с целью извлечения прибыли в ходе реорганизации таможни как через членов своей семьи, которые контролировали работу таможенных терминалов, так и с помощью предоставления консультационных услуг для компаний, которые пытались справиться с быстро меняющимися условиями. В ходе допроса о происхождении его денег содержался ясный намек на то, что он получил эти деньги не совсем честно».
Анатолий Круглов начал службу в советской таможне в начале 70-х и к 90-ому году дослужился до начальника таможни аэропорта Шереметьево, тогда – главных воздушных ворот Советского Союза. Тогда же он фактически вышел на федеральный уровень: в 92 году он основал и возглавил государственный таможенный комитет. Первая таможня в новой России была фактически независимым органом, ее руководителя напрямую назначал президент. Во главе таможенного комитета Круглов пробыл до 98-ого года. Все это время его заместителем и главным оппонентом внутри ведомства был Валерий Драганов. Он же и возглавил комитет после отставки Круглова. Вот что рассказывает Драганов о некоторых методах работы таможни в те годы.
Драганов: Это игра на таможенной стоимости, очень широкий коридор в пределах взимания таможенной пошлины и налогов, это указание не своим наименованием, ложные декларации, двойные декларации, подлоги. Это все прикрывалось, находилось под крышей. Для них неписаные законы были выше, чем писаные. Я предполагаю, что это так, я много знаю, естественно.
Валерия Драганова можно заподозрить в некоторой предвзятости по отношению к своему бывшему шефу, учитывая их аппаратное противостояние. Однако негативную оценку работе таможни дают и те, кто сталкивался с ней по роду своего бизнеса. Основатель одного из крупнейших автодилеров России компании «Рольф» Сергей Петров рассказывает, что взаимоотношения с чиновниками в те годы были настолько сложными, что он предпочитал делегировать общение с ними своим подчиненным.
Петров: К сожалению, я очень плохо отношусь ко всей этой чиновничей братии. Я не умею с ними разговаривать, сразу в глазах сквозит какое-то презрение к ним. Я обычно посылал кого-то их своих сотрудников с ними разговаривать. Непосредственно я старался в это дело не влезать. Любой государственный институт проблемен, он только и занимается, что создает проблемы.
Были в некотором смысле и положительные стороны в методах работы российской таможни в 90-е годы. Благодаря ей мощный толчок получило развитие кондитерской отрасли в России.
Андрей Коркунов, бизнесмен: Мне задали такой вопрос, почему я решил фабрику построить в России, а не возить кондитерские изделия из-за рубежа. Потому что меня таможня достала, меня ловили постоянно. Вся эта служба, которую возглавлял господин Круглов, все нервы мне измотала. Причем я возил честно, и они мне говорили, не можешь это декларировать, орехи должны стоить 2 доллара. Я говорю, они стоят шесть. «А у нас они стоят два». Поэтому создание всех фирм, которые были вокруг них, приносили им, наверное, большие дивиденды. Спасибо большое господину Круглову за то, что я построил фабрику и стал известным бизнесменом.
Высокий суд Лондона подтвердил наличие у бывшего главы таможенного комитета России Анатолия Круглова 37,5 млн долларов. Однако каковы в действительности размеры его состояния, мы вряд ли узнаем. Сроки давности по возможным фактам злоупотреблений в таможне уже давно прошли, к тому же сегодня у российской правоохранительной системы есть гораздо более горячие темы, например, Министерство обороны.