Кафедра теологии в МИФИ – возрождение традиций 70-х

17/10/2012 - 22:40 (по МСК) Дмитрий Казнин, Ольга Писпанен
Поддержать ДО ДЬ

В ведущем научно‑исследовательском институте страны ‑ МИФИ ‑ теперь можно будет изучать не только атомы, но и Бога. Ректорат вуза принял решение учредить там специализированную кафедру теологии.

Возглавить ее пригласили одного из самых влиятельных священников в церковной иерархии ‑ митрополита Иллариона. Зачем все это нужно МИФИ, пытался понять Антон Желнов.

Желнов: Идея открыть кафедру теологии на базе МИФИ принадлежит ректору университета Михаилу Стриханову и совету ветеранов института.

Несколько месяцев назад ректорат предложил возглавить кафедру митрополиту Илариону. По данным ДОЖДЯ, другие кандидатуры даже не рассматривались, а самому МИФИ было важно установить контакт именно с Иларионом. Во многом это связано с местом митрополита в структуре Русской православной Церкви. Иларион – глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и член Священного синода. На предложение МИФИ священник откликнулся не сразу. Как сообщил ДОЖДЮ источник, знакомый с переговорами, его видение кафедры отличалось от того, что хотел ректорат. Например, Иларион, в отличие от совета ветеранов, выступал за добровольное обучение. Кроме того, митрополит был против патриотически державных настроений. Как объясняет наш собеседник, МИФИ, в силу своей специфики, тесно связан с Министерством обороны, и укрепление патриотизма через религию – важная часть не только просветительской, но и воспитательной работы. В итоге был найден компромисс, который всех устроил.

Отец Владимир: Для митрополита главным является два аспекта. Первый аспект: забота и заинтересованность в том, чтобы будущая техническая элита страны лучше знала исконные религиозные традиции своей страны, поскольку это часть культуры. И второе: развивать  культуру диалога. Кафедра теологии может стать хорошим местом для диалога и полемики по вопросу об отношении науки и религии.

Создатели кафедры подчеркнули, что обучение теологии сугубо добровольно, а православие навязываться не будет. Из предметов, которые начнут преподавать уже во втором семестре – история церкви, традиции богослужения, история христианской мысли. Советник ректора МИФИ Александр Невзоров не скрыл воспитательных функций новой кафедры. 

Невзоров: Мы озабочены интеллектуальным и этическим климатом. Наш ВУЗ был основан во время Великой Отечественной войны, и у нас очень горячо любят свою страну, свою Россию наши профессора, воспитанные в этих традициях. К сожалению, такой горячей любви в молодом поколении мы наблюдаем все меньше. Поэтому нам захотелось призвать молодежь хотя бы узнать те традиции, на которых наша страна созидалась тысячелетиями.

Митрополит Иларион сейчас находится в Риме на Епископском синоде и в связи с этим оказался недоступен для комментариев.

В Институт на ученый совет он приезжал в понедельник, тогда и было принято окончательное решение об учреждении кафедры. Традиционно гуманитарные дисциплины в МИФИ изучают на первых курсах. Сейчас разрабатываются программы и опрашиваются студенты, заинтересованные в богословском обучении. Сегодня специальность «теология» преподают более чем в 30 российских вузах. Причем, у 25 из них есть лицензия на подготовку теологов в соответствии с Госстандартом. Сам стандарт был принят в 2000 году. Тогда Минобороннауки выпустило указ, согласно которому теологов стали готовить не только в специализированных вузах, но и общегосударственных.

Зачем МИФИ теологический факультет обсудим с гостем в студии – Дмитрием Шумиловым, выпускником МИФИ, одним из основателей группы «Вежливый отказ», созданной в 1985 году студентами и выпускниками МИФИ.

Казнин: Как вы относитесь к этой идее?

Шумилов: Я поступил в МИФИ в 1979 году и проучился до 1984-го. К сожалению, диплом не получил, поэтому полностью выпускником назваться не могу. В 1980-х студенты с некими людьми, преподавателями организовали в МИФИ кружки по изучению религии, Библии, истории церкви, религиозного искусства, философии. Я как-то имел отношение к этому делу. В 1983-м были гонения на православных, все ушло в подполье. Каким-то образом история изучения религии для МИФИ – традиция, только сейчас это вышло на официальный уровень.

Писпанен: Только сейчас гонения на неправославных начинаются.

Шумилов: Не знаю насчет таких гонений. Мне понравилась позиция митрополита Иллариона, который выступил против обязательности изучения. Речь идет о факультативных занятиях. Почему были подпольные кружки? Потому что была тяга и некая ностальгия по классическому образованию. В виду советского образования мы не в полной мере могли религиозное искусство. Не хватало знаний, например, древних языков. Я бы еще и кафедру латыни в МИФИ организовал, была б моя воля.

Казнин: С тех пор мало, что изменилось: богословие в светских ВУЗах никто не изучает.

Шумилов: Когда мне было 35, я начал изучать богословие в Богословский институт святого апостола Андрея.

Писпанен: Это действительно вы чем-то заряжаетесь, изучая распад урана, что многие выпускники МИФИ, как потом выясняется, потом получают сан?

Шумилов: Мой брат учился в МИФИ, и он уже 10 лет как священник. У людей есть какая-то тяга, и в отсутствии необходимого образования, как мне кажется, это часто выливается в какие-то жуткие суеверия. Вся безумная истерия, которая идет в СМИ, соцсетях, людях по поводу православной церкви – от недостатка образования. Люди, которые обвиняют попов в мракобесии, не очень понимают суть религии.

Казнин: Речь идет не о гонениях, а о конкретном случае с группой Pussy Riot.

Шумилов: Это тем же объясняется, на мой взгляд. Преследователи Pussy Riot – это люди, которых нельзя назвать по-настоящему верующими. Они веру в Бога заменяют верами в какие-то святыни, которые, на их взгляд, можно осквернить. Бог непоругаем. Его невозможно осквернить как святыню.

Писпанен: Если и дальше во многих НИИ введут кафедры – это хорошо? Люди перестанут шабаши устраивать, будут более глубоко понимать, что происходит?

Шумилов: Настоящие православные люди шабаши не устраивают. Все безумие – это не православные, а заполошно-православнообразное язычество.

Казнин: Вы за то, чтобы в ВУЗах открывали такие кафедры?

Шумилов: Я за. МИФИ сейчас по статусу университет. Там есть выпускники, которые специализируются на международных отношениях, есть кафедра русского языка, много гуманитарных кафедр. Как во многих университетах, например, Оксфорде, Кембридже, в которых есть кафедры теологии с незапамятных времен. И люди, если у них есть желание, записываются на них. Студентам надо набрать какой-то пул. 

Другие выпуски