Я устал, я ухожу. Почему уходит король, обхитривший Франко
Испанский король дал дорогу молодым. Хуан Карлос I отрекся от испанской короны после почти 40 лет правления. Его преемником станет сын, наследный принц Филипе. 76-летний король покинул трон ради обновления страны, чтобы смотреть в будущее, а не в прошлое, в котором, по его же словам, было много ошибок.
Хуан Карлос уходит на волне популярности: еще год назад его поддерживали больше 80 процентов испанцев, согласно последним опросам. Такой же рейтинг у нас в стране у президента Путина после Крыма. Король пользуется популярностью и в мире, считался хорошим дипломатом. В целом имидж Хуана Карлоса положительный.
Однако вначале все было не так просто. Все дело в том, что трон Хуану Карлосу передал лично диктатор Франко, он его выбрал и назначил. Генерал восстановил монархию сразу после войны в 1947 году. Как полагают историки, чтобы легитимизировать свою авторитарную власть. Хуану Карлосу тогда не было и 10 лет, поэтому место короля было вакантным. Франко ожидаемо тянул с выбором, искал, кому передать власть. По всем династическим правилам, ее должен был получить граф Барселонский, отец Хуана Карлоса, но он был врагом Франко и участвовал в заговоре против него. В результате, только в 1969 м году против воли отца генерал официально назначил наследником престола его – Хуана Карлоса. С одним условием – полноценным королем он станет после смерти самого Франко. Так и произошло в 1975 году.
От Хуана Карлоса как человека Франко перемен не ждали. Надеялись, что диктатура обернется хотя бы оттепелью, и все это лишь имиджевый ход, для мира. Многие, в том числе сторонники Франко, естественн, рассчитывали на продолжение авторитарного курса, тем более, что многие подозревали Хуана Карлоса в убийстве своего брата Альфонсо, который тоже был кандидатом. Но, в итоге, он оказался мудрым, дальновидным и амбициозным политиком — настоящим королем, который сам потребовал перемен. И начал с себя: Хан Карлос ограничил свою же королевскую власть. Испания стала конституционной монархией, у него остались роль стабилизатора, гаранта реформ и, конечно, представительная функция. Метаморфозы были неожиданными, но определяющими для демократизации Испании.
Можно сказать, что Хуан Карлос совершил бархатную революцию на престоле, мирно и бескровно поменяв курс страны. Сначала отстранил от власти прежнюю элиту. Распустил единственную правящую партию,испанскую Фалангу, которая была опорой Франко. Вместо этого –появились новые партии разного толка, которые и начали строительство нового государства: франкизм уходили в прошлое. Король сумел подавить бунт сторонников Франко в 1981 году, после чего даже коммунисты признали его великим. И страна поняла, что такой король им нужен для проведения демократическим реформ, в которых так нуждалась эта демократическая страна.
Кстати, в марте этого года ушел из жизни сподвижник Хуана Карлоса – первый премьер-министр страны Адольфо Суарес. Он претворял все реформы короля в жизнь. «Он всегда и во всем был верен короне в полном смысле этого слова: защищал демократию, верховенство закона, единство и многообразие Испании», — так о нем отозвался Хуан Карлос. При этом сам Суарес, как и король, вышел из франкизма. Никто изначально от него не ждал радикальных перемен. Но он сумел убедить противников режима, в том что ему можно доверять. Он выбрал умеренный путь развития. Постепенный, поэтому ему удалось успокоить прежних соратников и заставить поверять в себя партию перемен. Именно Суарес восстановил многопартийность, объявил широкую амнистию, дал регионам Испании автономию – Каталонии и Стране Басков, — то есть пошел по пути федерализации. Поэтому в стране уменьшилось и количество терактов, которые по всей стране устраивали сепаратисты из террористической организации ЭТА. Он же подготовил много законов, которые либерализировали общественную жизнь. Например, разрешил разводы. Много было и непопулярных реформ, особенно экономических, поэтому с поста премьера он ушел непопулярным политиком. Зато проважили Суареса со всеми почестями, в стране объявили трехдневный траур в знак признания его заслуг.
Но все-таки под конец правления популярность Хуана Карлоса тоже начала снижаться. Виной тому многочисленные дворцовые скандалы. А главный фактор раздражения – коррупционный скандал с участием его дочери и зятя. Их обвиняют в хищении около 6 миллионов евро из казны Балеарских островов и Валенсии через якобы подставноц общественный Институт Нооса. Все это, естественно, отразилось и на доверии к самому королю.
На него накинулись и в 2012 году, когда тот в самый разгар экономического кризиса он отдыхал в Ботстване, а на поездку потратил 40 тысяч евро. К тому еще на охоту ходил, что уже вызвало возмущение защитников животных. Тогда король извинялся.
И вот теперь он сказал: я устал, я ухожу. Отставка наверняка спасет имидж монарха, и он, как и его премьер-министр, Суарес, наверняка теперь войдет в историю как положительный герой, который сумел преобразовать Испанию, сделать из отсталого мракобесного государства европейскую демократию.