Следственные органы рассматривают теракт в качестве одной из версий стрельбы в Кизляре, сообщает пресс-служба Следственного комитета. В воскресенье, 18 февраля, в городе произошла трагедия: 22-летний Халил Халилов расстрелял прихожан православного храма, выходивших после службы на улицу. Пять человек погибли, все они женщины. Пострадавшие до сих пор находятся в больнице. Откуда в небольшом дагестанском городе одиночный терроризм и связан ли этот акт с боевиками запрещенного «Исламского государства» — в материале Сони Гройсман.
Прощеное воскресенье, 18 февраля. Служба в храме Григория Победоносца в Кизляре только закончилась, прихожане стали выходить на улицу, когда раздались выстрелы. Молодой мужчина, с криками «Аллаху Акбар», как рассказывают очевидцы, расстреливал из охотничьего ружья выходящих из храма.
Директор казачьего центра в Кизляре Сергей Пресняков вышел со службы за несколько минут до этого — в храме у него находилась жена: «Волею судьбы — я был в 30 метрах от него — он меня не заметил. Так бы он и меня застрелил вместе с матерью. А потом я старался криком их предупредить, кричал охране, чтобы они закрылись и не выходили. Он был хорошо подготовлен, мне повезло, он в меня не попал, хотя я пытался вызвать огонь на себя, отвлечь его на себя, чтобы он не стрелял в людей, потому что там другие еще прихожане прятались. Я думал, у него кончатся патроны, и как раз в этот момент подъедут хотя бы сотрудники полиции».
Сотрудники Росгвардии подъехали через десять минут и застрелили нападавшего. Двое полицейских были ранены. К этому моменту преступник убил четырех женщин, еще одна скончалась в больнице. Среди них глава районного совета ветеранов Вера Моргунова и известная на весь город врач Людмила Щербакова.
«Она была очень верующая, в храме практически пропадала, а тут она раньше всех вышла, я даже удивилась, и попала под эту перестрелку», — рассказывает о Щербаковой Оксана Старчак, директор конного клуба «Калинка». «Вера Гавриловна [Моргунова] — это наш активист кизлярский, очень активная была, — продолжает Старчак. «Среди них наша знаменитость кизлярская Ира, как мы ее зовем «Ира-дурочка», она просила милостыню на лавочке у храма, и там же возле лавочки ее и убили», — рассказывает Старчак об еще одной пострадавшей, Ирине Мелькомовой.
У Оксаны Старчак в церкви на богослужении в этот день была свекровь. Узнав о стрельбе, она поспешила к храму — во время стрельбы сама она, как и большинство горожан, была в парке на другом конце города — праздновали Масленицу, там же дежурили бойцы Росгвардии.
Нападавшим оказался 22-летний Халил Халилов из Тарумовского района Дагестана. При нем нашли нож. Источники РБК назвали его членом спящей ячейки запрещенного в России «Исламского государства». По другой версии, он действовал в одиночку. Ничего подобного в Кизляре до этого не было, но эксперты сходятся на том, что теракт вписывается в тактику ИГИЛ за последние месяцы.
«Это сделано с целью вызвать максимальный медийный эффект, раздражение в обществе, спровоцировать хаос и дальнейшую эскалацию», — объясняет Екатерина Сокирянская, директор Центра анализа и предотвращения конфликтов.
По словам экспертов, преступление было хорошо спланировано. Источники Интерфакса рассказали, что во время обысков в его доме было найдено видеообращение на фоне флага ИГ. На этом видео Халилов сидит в маске, а в кадре — ружье, из которого он позже расстреляет прихожан церкви. Однако официальные лица не спешат причислять его к сторонникам запрещенной ИГ и продолжают расследование.