Изображая жертву: НКО из Чебоксар заявила о себе как об иностранном агенте

21/12/2012 - 13:36 (по МСК) Ксения Чудинова

Правозащитные организации внедряются в реестр иностранных агентов, созданный Минюстом и вызвавший бурную негативную реакцию, чтобы этот реестр упразднить. Некоммерческая организация «Щит и меч», которая борется с нарушениями прав человека в уголовных процессах, первой среди российских НКО подала заявку в Минюст.

Чувашская организация «Щит и меч», которая входит в ассоциацию «Агора», решила попробовать новый способ борьбы со столь неудобным законом об иностранных агентах. Об этом сегодня пишет «Коммерсантъ».

По этому закону, все некоммерческие организации, которые занимаются политической деятельностью и получают деньги из-за рубежа, обязаны регистрироваться как иностранные агенты. Что, в свою очередь, накладывает большое количество проблем. Как будет действовать «Щит и меч» в ближайшее время, ДОЖДЮ рассказал глава организации Алексей Глухов.

Алексей Глухов, руководитель организации «Щит и меч»: У Минюста есть 10 дней на рассмотрение нашего заявления. Приказ Минюста по поводу иностранных агентов не предусматривает возможности отказа в регистрации в качестве иностранного агента.  Потребуется изыскание внутренних ресурсов на дополнительную отчётность, наши усилия мы будем направлять на выявление всех шероховатостей  этого закона, для того чтобы в первую очередь выявить, зачем этот закон нужен был, и что законодатель вкладывал в понятие «политическая деятельность». 

Кстати сказать, боролись и с правозащитными организациями, например, на здании «Мемориала»: неизвестные ночью не так давно оставили надпись «иностранные агенты».

Теперь чувашские правозащитники будут выискивать различные неточности в законе, чтобы потом обжаловать его в суде. Это решение – по сути, жертва организацией «Щит и меч» во имя борьбы с реестром. А новый способ избрали всей ассоциацией «Агора», рассказал ДОЖДЮ глава «Агоры» Павел Чиков.

Павел Чиков, председатель правозащитной организации «Агора»: Все 9 шагов в стратегии нашей организации по традированию этого федерального закона об иностранных агентах. В качестве троянского коня туда эту организацию мы решили всунуть и пожертвовать ею, для того чтобы получить юридические основания для обжалования в Верховном суде приказов Министерства  юстиции, несоответствующих федеральному законодательству, а в Конституционном суде самого закона, как не соответствующего Конституции России.

Чиков добавил, что уверен в эффективности этой стратегии на 100%.

Другие НКО избрали иные методы борьбы. Например, «Мемориал», Московская Хельсинская группа и Transparency International призвали к бойкоту этого закона. Елена Панфилова, руководитель центра «Transparency International Россия», считает, что все методы борьбы хороши.

Елена Панфилова, член совета по правам человека, член Transparency International Россия:  Каждый действительно имеет право делать то, что считает нужным. Я не в праве, не дай Бог, у меня нет возможностей кому-нибудь что-нибудь советовать, говорить. Если люди считают, что это правильно, пускай так делают. Дай Бог, чтоб у них что-то получилось, никаких проблем я не вижу, пускай пробуют, но это не значит, что я считаю эту тактику единственной верной.

Собственно, сам закон действует с конца ноября, и у него уже есть первая, своеобразная жертва – вынесено предупреждение саратовскому отделению фонда «Нет алкоголизму и наркомании» за то, что не предоставили финансовую отчетность за 2011 год. В самом фонде заявляют, что иностранных денег не получают. Да и в политику, в принципе, особо не лезут. 
Также по теме
    Другие выпуски