Иванишвили обвинил Саакашвили в развязывании войны с Россией
Кандидат на пост премьер-министра Грузии Бидзина Иванишвили рассказал сторонникам Михаила Саакашвили, что это Грузия развязала пятидневную войну 2008 года. А именно: Саакашвили и его окружение.
Лидер победившей на прошедших выборах коалиции Грузинская Мечта сегодня, помимо этого, ещё раз заявил о том, как ценно восстановить отношения с Москвой – и это будет его приоритетной задачей на посту премьера. Означает ли это, что Грузия признаёт независимость Южной Осетии и вернется ли в Россию «Боржоми» и грузинское вино – выяснял Пётр Рузавин.
Рузавин: По сути, Бидзина Иванишвили сегодня на встрече с представителями парламентского меньшинства повторил некоторые пункты в отчете Евросоюза по войне 2008 года. Пятидневную войну начала Грузия.
«Война 2008 года была большой провокацией, которую спланировал ваш главнокомандующий и вы» – обратился Иванишвили к членам партии Саакашвили, бывшей правящей партии «Единое национальное движение». Признают это американцы и все европейцы. Всего этого могло не случиться, если бы у нас было нормальное руководство.
Правда, лидер «Грузинской мечты» также заявил о достаточно странном историческом факте, что Россия столетиями желала перейти Кавказский хребет. И удалось это, в конце концов, благодаря действиям Саакашвили.
Члены парламентского меньшинства в корне не согласны с позицией Иванишвили. Более того, считают такой ход недостойным будущего премьер-министра.
Дарчиашвили: Это его заявление абсолютно не соответствует роли премьер-министра Грузии. Оно противоречит интересам правительства любой окраски независимой Грузии и самим национальным интересам страны. Никак это не помогает российско-грузинским взаимоотношениям.
Есть много среди грузинских политиков и тех, кто согласен в целом с тезисом, что войну 2008 года начала Грузия. Однако полностью отрицают возможность признания каким-либо правительством независимости Южной Осетии и Абхазии.
Мелашвили: Иванишвили будет настаивать на том, чтобы признать Южную Осетию - это исключено. Вряд ли в Грузии найдется власть, которая признает независимость Южной Осетии.
Российская сторона в Южной Осетии воодушевлена заявлениями Иванишвили, однако считает, что о независимости говорить рано.
Логинов: Это, безусловно, позитивный момент признания известных для нас вещей. Следует ли за этим резкий поворот курса грузинского правительства? Посмотрим.
Иванишвили говорил сегодня и о желании восстановить и развивать экономические отношения с Россией. Более того, кандидат в премьер-министры считает это приоритетной задачей для себя. Речь идет, прежде всего, о возвращении на российский рынок грузинских вин и «Боржоми».
Однако вспоминается молдавский вариант попытки урегулирования конфликта. В 2006 году вместе с грузинскими винами запрет на импорт был введен и на молдавские. Президент Молдавии Владимир Воронин оказался сговорчивее Михаила Саакашвили и пошел на ряд уступок Владимиру Путину. Однако впоследствии эмбарго так отменено и не было. Как заявил Воронин: «Молдавия – не колония России», и полностью требования выполнять отказался.
Впрочем, Грузию после заявления Иванишвили такой вариант вряд ли ожидает.
Салин: Для России это выгодный, удобный обмен. Если Россия, грубо говоря, кинула Молдавию, и Молдавии нечем ответить на это, то у Грузии очень много карт в рукаве, которые она может вытащить.
В принципе, у России с Грузией остается два неразрешимых конфликта – это Михаил Саакашвили и независимость Южной Осетии и Абхазии. И если выносить это за скобки, говорят эксперты, то с наиболее вероятным премьер-министром Бидзиной Иванишвили наладить торговые отношения, скорее всего, удастся.