Почему Шувалов не обязан указывать 10 квартир в высотке на Котельнической
Управляющий активами вице‑премьера Игоря Шувалова владелец компании КСП Капитал Сергей Котляренко объяснил информацию о покупке нескольких квартир в высотке на Котельнической набережной в Мокве. Он назвал схему работы с активами чиновника аналогом слепого траста с поправкой на российские реалии. Заместитель генерального директора «Трансперенси Интернешнл - Россия» Илья Шуманов объяснил как работает эта схема.
О том, что в сталинской высотке чиновник выкупил 10 квартир общей площадью более 700 квадратных метров на одном этаже, сообщил Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального. ФБК утверждал, что Котляренко скупает квартиры в высотке на деньги Шувалова.
Котляренко дал интервью агентству Rambler News Service. Он подтвердил, что покупает квартиры в высотке на Котельнической набережной «в интересах доверенного лица». Котляренко также сказал, что эти квартиры могут перейти в собственность семьи Шувалова, однако пока этого не произошло. Следовательно, и в декларации, по словам Котляренко, указывать их не надо.
Помимо этого Котляренко заявил, что «некоторые утверждают, что Шувалов этим объектом фактически пользуется и, значит, он должен был его указывать. А он не пользуется фактически и никто квартирами в данный момент не пользуется. Утверждать, что Шувалов или его семья пользуются этой недвижимостью, — это очевидные глупости».
Котляренко также опроверг, что является однокурсником Шувалова, о чем писал ФБК, и рассказал, что управляет активами вице‑премьера с 2013 года, когда началась деофшоризация. При этом он признал, что работает с Шуваловым с 1995 года.
Илья, насколько распространена и законна практика передачи своих активов чиновникам в управление?
Илья Шуманов: В России эта практика несильно распространена, но она законна, совершенно справедливо замечает господин Котляренко. Я думаю, что здесь вопрос надо в первую очередь ставить относительно необходимости и процесса декларирования такого имущества и таких активов. И непосредственно к этому вопросу надо подводить.
А вообще как это происходит? Тут еще «слепой траст с поправкой на Россию», что это имеется в виду, как Вам кажется?
Дело в том, что у нас в нормативном поле РФ такого понятия, как «слепой траст», нет, у нас есть возможность передачи имущества и активов в доверительное управление. То есть массовая передача в доверительное управление какой-то отдельной организации с большой или серьезной репутацией со стороны многих чиновников - это не общая практика. Как правило, передают в доверительное управление лицам, с которыми связаны высокопоставленные чиновники или депутаты. Это какие-то единичные случаи, а не общий такой массовый подход.
Котляренко утверждает, что Шувалов не должен был указывать в декларации квартиры на Котельнической, фактически он ими не пользуется. Это правда? Если человек ими не пользуется, их не нужно указывать?
Да, действительно, в процессе декларирования Шувалов должен был указывать то имущество, которое либо находится в его собственности, либо в собственности его семьи, либо то имущество, которым он фактически пользуется. Доказать обратное у ФБК не получилось. То есть нет прямых свидетельств того, что Шувалов фактически пользуется этим имуществом. Исходя из этого, подтвердить то, что он фактически владелец, возможности нет. Без претензий к расследованию ФБК, но на самом деле юридические вопросы и аспекты стоят во главе угла, они вторичные. И, на мой взгляд, существуют десятки способов совершенно законных в России для того, чтобы пролезть в эти нормативные дыры и не декларировать это имущество. Непосредственно одна из них, которая нам показана в этом расследовании, это регистрация имущества на некую управляющую компанию, которой владеет или управляет доверенное лицо. Но мы проанализировали: ничего противозаконного непосредственно в этой истории зафиксировать мы не смогли с точки зрения юридического обоснования.
А что касается интервью Котляренко? Оно не вызывает никаких вопросов?
Вы знаете, вопрос вызывает все. Здесь вопрос в том, что есть на самом деле. То, что говорится в интервью - это второе дело. На самом деле, если Котляренко действительно является представителем управляющей компании и в числе его клиентов не только Шувалов, то достаточно трудно его пытаться к нему пристегнуть. Но мы знаем исторически какие-то хроники, где непосредственно он фигурирует как человек, который связан на протяжении длительного времени с семьей Шувалова, что он занимался офшором Severin, в котором было имущество Ольги Шуваловой. Собственно, эти люди неразрывно связаны с семьей вице-премьера, исходя из предположение, которое делает ФБК, вполне возможно. Другое дело, что юридические и аргументированные аспекты найти очень сложно в подтверждение и опровержение этого расследования.
Десять квартир, семьсот квадратных метров в самом центре столицы. Откуда у российского чиновника такие деньги? Этот вопрос стоит на повестке дня сегодня?
Дело в том, что этот вопрос не стоит на повестке дня, потому что по всем документам владельцем является непосредственно господин Котляренко.
Да, но Котляренко подтвердил, что скупает квартиры за деньги Шувалова.
Он подтвердил, что скупает эти квартиры в инвестиционных целях, и, возможно, эти активы могут перейти семье Шувалова. Он так именно сообщил. Я, на самом деле, не собираюсь его оправдывать или выступать его оппонентом, я фиксирую то, что сейчас здесь есть. Действительно, скорее всего таких денег у обывателя нет, то есть какое-то лицо, в интересах которого он пытается консолидировать эти активы. Я имею в виду квартиры на Котельнической набережной. Но подтвердить или опровергнуть этот тезис ни у нас, ни у ФБК нет возможности, потому что существует какой-то номинальный человек, который вполне возможно владеет этими квартирами. И раскрыть конечного собственника не представляется никакой возможности, то есть в голову Котляренко залезть мы не сможем.
То есть юридически все грамотно, но вопросы у общества, так или иначе, все равно возникают.
Политические вопросы и вопросы его связи с господином Шуваловым. Будут ли эти квартиры переданы господину Шувалову после такого резонанса? Я думаю, что нет. Даже непосредственно те вложения, которые они произвели. Но резонанс очень большой. И Котляренко вынужден объясняться в своих интервью и оправдываться, что он не связан с семьей Шувалова, что он независимый. Такой инвестиционный менеджер или менеджер, который занимается управлением слепых трастов или управляющей компанией.
В дальнейшем юридические последствия, если квартиры все-таки будут проданы за большую сумму, и Шувалов получит доход (наверное, все-таки Котляренко может заниматься непосредственно этим), то в дальнейшем уже Шувалову необходимо будет декларировать этот доход, правильно ли я понимаю?
Да, естественно, но думаю, что традиционная схема для господина Шувалова – это регистрация всех своих активов на коммерческие организации для того, чтобы не декларировать имущество. Она, думаю, всплывет еще не один раз.
То есть может так случиться, что Шувалов и не будет декларировать эти доходы?
Да. Мне кажется, что это, соответственно, юридические трюки, которые позволяют чиновникам обходить закон. Но что имеем, то имеем.
Фото: В. Захаров/РИА Новости
*По решению Минюста России Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией», Автономная некоммерческая организация «Центр антикоррупционных исследований и инициатив „Трансперенси Интернешнл-Р“» включены в реестр СМИ, выполняющих функции иностранных агентов.