«Хотим разобраться, что его мотивировало»: арт-директор «Ельцин-центра» — об охраннике, испортившем картину ученицы Малевича

11/02/2022 - 18:20 (по МСК) Маргарита Лютова
Поддержать ДО ДЬ

«Я подумал, что это просто детские рисунки» — охранник из «Ельцин-центра» рассказал, почему решил испортить картину Анны Лепорской — ученицы Каземира Малевича — «Три фигуры». Александр Васильев, сотрудник ЧОП, дал интервью порталу «E1». «Если бы они сказали, что с Москвы или откуда там, я, боже упаси, я стороной бы ушел и все», — отметил он.

История случилась еще в декабре 2021 года. Представители «Ельцин‑центра» пожаловались, что на изображенных на картине безликих фигурах появились нарисованные глаза. Чернила проникли в слой краски — реставрация картины обойдется в 250 тысяч рублей. Полицейские сначала отказались заводить уголовное дело, поскольку сочли, что «картина своих свойств не утратила». Позже Министерство культуры направило жалобу в Генпрокуратуру и дело все‑таки завели — по статье о вандализме. 

По камерам видеонаблюдения вычислили, что глаза пририсовал охранник. В интервью он также отметил, что картины Лепорской ему не нравились, он проходил мимо них. По его мнению, они «очень тяжелые». 

Александр Васильев оказался ветераном афганской и чеченской войн. Как рассказала «Е1» его жена, «иногда он бывает наивен как ребенок», назвав это последствиями контузии. Когда к нему пришла полиция, он не сразу понял, в чем его обвиняют, а затем предложил стереть все с картины, чтобы не было видно. Сейчас Васильеву грозит штраф или даже арест. Поговорили об этом с директором арт-галереи «Ельцин-центр» Ильей Шипиловских. 

Илья Шипиловских, руководитель арт-галереи «Ельцин-центра», рассказал Дождю, что впервые слышит о подростках, с которыми якобы общался Васильев и которые подговорили его испортить картину: камеры видеонаблюдения этого не зафиксировали. Сама ситуация могла произойти «только по стечению обстоятельств», считает Шипиловских, потому что перед каждой новой выставкой проводится инструктаж со службой охраны. Кроме того, ежедневный инструктаж проводит старший смены с сотрудниками частного охранного предприятия. В тот злополучный день Васильев вышел на смену впервые, и в галерее никто не был предупрежден о том, что выходит новый охранник, рассказал Шипиловских. «Но в целом взрослый человек, который думает, что в „Ельцин-центре“ проходит выставка детских рисунков — это немного странно», — говорит руководитель арт-галереи.

После случившегося арт-галерея связалась с собственниками работы и страховой компанией. «У нас есть вопросы к ЧОП, на которое работал этот сотрудник, но самый большой вопрос — что его мотивировало, как он пришел к тому, чтобы совершить эти действия. Пока не разберемся с мотивом, что мы можем от него ожидать — деятельного раскаяния и принятия всей полноты ответственности за порчу великого произведения искусства?» — задается вопросом Шипиловских.

Фото: The Art Newspaper Russia

Другие выпуски